Когда разговор заходит о психологической самозащите, люди первым делом вспоминают разные виды нападений — от «цыганского гипноза» до пикапа, от телефонных мошенников до завистливых коллег. Но иногда осторожность и самозащита полезны даже при общении с друзьями.
В книге Джулии Кэмерон «Путь художника» много написано про «ядовитых друзей», с которыми опасно обсуждать наши новые планы. Чем больше мы с ними общаемся, тем сильнее сомневаемся в себе.
Джулия Кэмерон разработала отличный курс для пробуждения творческих способностей. И она этот свой курс вела, лично наблюдала за развитием своих учеников. Многие из них начинали выполнять задания по восстановлению творческого потенциала, всё шло отлично — а потом вдруг человек как будто получал невидимый удар.
Тот, кто с вдохновением начинал рисовать, вдруг через неделю приходил на занятие и говорил — «Зря я это затеял, у меня всё равно нет способностей». Та, что хотела танцевать и уже начинала это делать, неожиданно теряла вдохновение и вздыхала: «Мне уже поздно».
Джулия расспрашивала этих учеников, что же случилось за прошедшую неделю? Что так подрезало крылья? И почти всегда оказывалось, что человек рассказал о своих мечтах друзьям, знакомым или родственникам.
А эти самые друзья или родственники ничего плохого, в целом, не делали. Не обязательно, знаете ли, в балетки насыпать толчёное стекло, чтобы человек перестал танцевать. Можно же просто посмотреть с сомнением и спросить: «Танцы? В твоём возрасте? Так это с шести лет надо было начинать».
Или: «Живопись? Ты же инженер, у инженеров совсем по другому мозги устроены, живописец не может быть технарём, тут уж или одно, или другое».
Вроде бы друг или близкий человек даже посочувствовал, правда? Но почему-то после этого весь запал гаснет. И уже ничего не хочется делать.
В общем, если задумали что-то необычное, интересное, яркое, сильное, рискованное — поначалу лучше вообще ни кем это не обсуждать.
По крайней мере, не с обычным своим кругом общения. Это — важная часть психологической самозащиты.
Только тот, кто сам пытается измениться, может стать настоящим собеседником в момент перемен. Остальные нас «погасят». Не знаю, было ли у вас в школе такое — а я застала времена, когда самое опасное обвинение звучало так: «Тебе что, больше всех надо?» И если нам сейчас «больше всех надо», то лучше не обсуждать это с людьми, которые непосредственно не вовлечены в наш новый проект.
А что вы про это думаете? Сталкивались с тем, что друзья и знакомые «из лучших побуждений» мешали человеку сделать что-то новое?