Предлагаю моим дорогим читателям полистать календарь в этом году вместе с одним из любимейших детских поэтов – Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964). И узнать, как в своем творчестве отражали каждый из месяцев знаменитые и малоизвестные поэты и художники.
И сегодня я приготовила для вас небольшую подборку стихов и картин о первом месяце года – ЯНВАРЕ. Только в отличии от предыдущих моих публикаций, в ней будут не картины в поэтическом сопровождении, а стихотворные строки, иллюстрированные прекрасными картинами.
И начинаем с отрывка про январь из стихотворения Самуила Маршака «Круглый год», написанного в 1945 году. Прекрасный образец пейзажной лирики для детей, который не оставляет равнодушными и взрослых:
Самуил Маршак
Январь («Круглый год» отрывок)
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
1945
А чудесной иллюстрацией к строкам Маршака послужит работа Константина Ивановича Горбатова (1876-1945). Художник сейчас мало известен в России, так как покинул родину в 1922 году. Но в начале ХХ века его картины были очень популярны и пользовались большим спросом. Ведь все его работы – это радость и праздник. Не исключение и картина «Деревня под снегом солнечным днем». Яркий представитель русского постимпрессионизма утверждал, что «только люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия».
Ну а мы, открыв календарь, попадаем в стихотворение Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835-1889) – «1-е января». Поэт-сатирик или «Обличительный поэт» (один из псевдонимов Минаева) очень точно в начале своего произведения передает настроение первого дня нового года, когда не важно «стонет ли ветер иль вьюга крутит». А написано это было аж в 1862 году.
Правда, к концу стихотворения поэт не смог удержаться от обличительной сатиры, поэтому ограничимся его отрывком:
Дмитрий Минаев
1-е января (отрывок)
Нового года лишь вспыхнет денница,
С раннего часа проснется столица.
В праздничный день никого не смутит,
Стонет ли ветер иль вьюга крутит,
Хлещет ли снегом в лицо непогода –
Всюду на улицах волны народа;
Мчатся кареты то взад, то вперед,
Смело шагает везде пешеход,
Словно с плеча его спала забота,
Словно свершилось великое что-то,
Словно сегодня – не то, что вчера…
Город проснулся и ожил с утра.
Хмурые лица – свежей и пригожей:
Барин в медведях, в тулупе прохожий,
Женщин головки в замерзшем окне…
Только невесело что-то всё мне…
…
1862
А радостное настроение зимнего праздничного дня мы найдем в картинах Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). И одна из них 1922 года – «Гулянье». Здесь и шубы, и тулупы, и меховые шапки, и расписные платки, и «всюду на улицах волны народа». Художник создавал эти жизнерадостные полотна в инвалидном кресле, основываясь на собственных воспоминаниях о прежней дореволюционной жизни.
Но погода в январе бывает разной. Случается такое, что в канун Нового года даже и снега нет. Как в знаменитом романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) – «Евгений Онегин». Так мы узнаем, что в 1826 году, когда были написаны эти строки, снег выпал только «на третье в ночь»:
Александр Пушкин
Евгений Онегин (отрывок из пятой главы)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
4 января 1826
И такой «побелевший двор» мы видим в картине «Первый снег» Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918). «Всё ярко, всё бело кругом» и, конечно, веселые сороки, которых «в окно увидела Татьяна».
А вот у Юнны Петровны Мориц (р. 1937) в стихотворении «Январь» «снегов – почти материки»:
Юнна Мориц
Январь (отрывок)
У нас такая синева
В окне – от близости реки,
Что хочется скосить зрачки,
Как на иконе, как при чуде.
У нас такие покрова
Снегов – почти материки,
Что день задень – в ушах звонки,
И всюду голубые люди,
И я да ты – ученики
У чародея. Холодея,
Стоим в просторах мастерской
У стенки с аспидной доской.
…
И «такая синева», и такая белизна, и чародей Холодей в картине «любимца царской семьи Романовых» Ивана Федоровича Шультце (1874-1939). «Волшебник света», талантливый ученик Архипа Куинджи, был практически забыт на родине. Но и за границей он продолжал создавать свои удивительные полотна. Такие, как «Зимнее утро в Энгадине».
А Вероника Михайловна Тушнова (1911-1965) в стихотворении «Морозный лес» гуляет по январскому лесу и «восхищается этой красотой», мечтая сердцем о том, что скоро «безжизненные красоты» вновь оживут:
Вероника Тушнова
Морозный лес
Морозный лес.
В парадном одеянье
деревья-мумии, деревья-изваянья…
Я восхищаюсь этой красотой,
глаз не свожу,
а сердцем не приемлю.
Люблю землею пахнущую землю
и под ногой
листвы упругий слой.
Люблю кипенье, вздохи, шелест, шорох,
величественный гул над головой,
брусничники на рыжих косогорах,
кочкарники с каемчатой травой…
Труд муравьев, и птичьи новоселья,
и любопытных белок беготню…
Внезапной грусти,
шумного веселья
чередованье
по сто раз на дню.
Люблю я все, что плещется, струится,
рождается, меняется, растет,
и старится,
и смерти не боится…
Не выношу безжизненных красот!
Когда январским лесом прохожу я
и он молчит,
в стоцветных блестках сплошь,
одно я повторяю, торжествуя:
«А все-таки ты скоро оживешь!»
1953
А мы будем любоваться морозным лесом «в парадном одеянье» и «деревьями-изваяньями», глядя на «Зимний пейзаж» Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919). Ученик Ивана Шишкина и сын художника Николая Шильдера очень любил изображать именно зиму.
Герой Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010) тоже просит: «минуй меня, брат мой, январь». Стихотворение «Снег» – это перевод с грузинского строк Галактиона Табидзе, написанных ещё в 1915-м. Снегопад и любовь, зима и неумолимый бег времени – вечные темы:
Белла Ахмадулина
Снег
Лишь бы жить, лишь бы пальцами трогать,
лишь бы помнить, как подле моста
снег по-женски закидывал локоть,
и была его кожа чиста.
Уважать драгоценную важность
снега, павшего в руки твои,
и нести в себе зимнюю влажность
и такое терпенье любви.
Да уж поздно. О милая! Стыну
и старею.
О взлет наших лиц –
в снегопаданье, в бархат, в пустыню,
как в уют старомодных кулис.
Было ль это? Как чисто, как крупно
снег летит… И, наверно, как встарь,
с январем побрататься нетрудно.
Но минуй меня, брат мой, январь.
Пролетание и прохожденье –
твой урок я усвоил, зима.
Уводящее в вечность движенье
омывает нас, сводит с ума.
Дорогая, с каким снегопадом
я тебя отпустил в белизну
в синем, синеньком, синеватом
том пальтишке – одну, о одну?
Твоего я не выследил следа
и не выгадал выгоды нам –
я следил расстилание снега,
его склонность к лиловым тонам.
Как подумаю – радуг неровность,
гром небесный, и звезды, и дым –
о, какая нависла огромность
над печальным сердечком твоим.
Но с тех пор, властью всех твоих качеств,
снег целует и губит меня.
О запинок, улыбок, чудачеств
снегопад среди белого дня!
Ты меня не утешишь свободой,
и в великом терпенье любви
всею белой и синей природой
ты ложишься на плечи мои.
Как снежит… И стою я под снегом
на мосту, между двух фонарей,
как под плачем твоим, как под смехом,
как под вечной заботой твоей.
Все играешь, метелишь, хлопочешь.
Сжалься же, наконец, надо мной –
как-нибудь, как угодно, как хочешь,
только дай разминуться с зимой.
И в картине замечательного советского художника Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) «Зимой в Москве» тоже «снежит» и девушка в «том пальтишке» (только не в синеньком) убегает по своим делам.
Но иногда, даже в январе звенят апрельские капели. Как в произведении «Капели, капели» Юлии Владимировны Друниной (1924-1991):
Юлия Друнина
Капели, капели
Капели, капели
Звенят в январе,
И птицы запели
На зимней заре.
На раме оконной,
Поверив в апрель,
От одури сонной
Опомнился шмель:
Гудит обалдело,
Тяжёлый от сна.
Хорошее дело –
Зимою весна!
О солнце тоскуя,
Устав от зимы,
Ошибку такую
Приветствуем мы.
Помедли немножко,
Январский апрель!
… Трёт ножку о ножку
И крутится шмель.
И нам ошибаться
Порою дано –
Сегодня мне двадцать
И кровь как вино.
В ней бродит несмело
Разбуженный хмель.
Хорошее дело –
Зимою апрель!
Многие художники любят фиксировать в своих произведениях переменчивость погоды. И одно из таких явлений природы – оттепель, когда и капель звенит, и снег оседает, и даже закат кажется теплым, а птицы радуются, словно в январь заглянул апрель. Такую картину мы видим в работе Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Зимний пейзаж. Оттепель».
И ещё одно чудесное стихотворение, в котором упоминаются и январь, и апрель. Все мы его прекрасно знаем по песне, звучащей в фильме «Москва слезам не верит». Это «Диалог у новогодней елки» Юрия Давидовича Левитанского (1922-1996):
Юрий Левитанский
Диалог у новогодней елки
– Что происходит на свете? – А просто зима.
– Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
– Что же за всем этим будет? – А будет январь.
– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
– Чем же все это окончится? – Будет апрель.
– Будет апрель, вы уверены? – Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
– Что же из этого следует? – Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
– Вы полагаете, все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить.
– Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
– Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
– Месяц – серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски – по кругу, по кругу!
– Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и – раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..
И уносит нас стихотворение в век девятнадцатый на рождественский бал, и сразу во дворец. На акварельной работе Алексея Филипповича Чернышёва (1824-1863) «Рождественская ёлка в Аничковом дворце» вот-вот грянет музыка и все нарядные «сударыни» закружатся в вальсе.
А действительно теплым январь может быть на юге, например, в Крыму. Как в стихотворении Иосифа Александровича Бродского (1940-1996) «Зимним вечером в Ялте», отрывок из которого я вам предлагаю:
Иосиф Бродский
Зимним вечером в Ялте (отрывок)
…
Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
«Налить вам этой мерзости?» «Налейте».
…
Январь 1969
А у Исаака Ильича Левитана (1860-1900) есть нежнейшая картина «В Крыму зимой», подтверждающая, что снег там всё-таки бывает.
И завершить наш январский календарь хочется вновь детским стихотворением. Агния Львовна Барто (1901-1981) рассказала нам целую веселую историю, приключившуюся около одной из ёлок. А «Дело было в январе...»:
Агния Барто
Дело было в январе...
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе, –
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
1940
Художник граф Владимир Леонидович Муравьёв (1861-1940) в своих зимних пейзажах изображал и зайцев, и медведей, и лосей, и лис. А нашу историю иллюстрирует «Зимний пейзаж с волками». Уж не ту ли самую ёлку «на горе» волки так внимательно разглядывают?
А у нас январь продолжается. Будем удивляться морозам и узорам на окнах, радоваться снегу и ловить снежинки на варежки, ждать тепла и любоваться зимними пейзажами.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –
Другие мои статьи с картинами и стихами можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»