Найти тему

«Открываем календарь, начинается январь». Первый месяц года в поэзии и в работах художников

Предлагаю моим дорогим читателям полистать календарь в этом году вместе с одним из любимейших детских поэтов – Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887-1964). И узнать, как в своем творчестве отражали каждый из месяцев знаменитые и малоизвестные поэты и художники.

И сегодня я приготовила для вас небольшую подборку стихов и картин о первом месяце года – ЯНВАРЕ. Только в отличии от предыдущих моих публикаций, в ней будут не картины в поэтическом сопровождении, а стихотворные строки, иллюстрированные прекрасными картинами.

И начинаем с отрывка про январь из стихотворения Самуила Маршака «Круглый год», написанного в 1945 году. Прекрасный образец пейзажной лирики для детей, который не оставляет равнодушными и взрослых:

Самуил Маршак
Январь («Круглый год» отрывок)

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
1945


А чудесной иллюстрацией к строкам Маршака послужит работа
Константина Ивановича Горбатова (1876-1945). Художник сейчас мало известен в России, так как покинул родину в 1922 году. Но в начале ХХ века его картины были очень популярны и пользовались большим спросом. Ведь все его работы – это радость и праздник. Не исключение и картина «Деревня под снегом солнечным днем». Яркий представитель русского постимпрессионизма утверждал, что «только люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия».

Константин Горбатов. Деревня под снегом солнечным днем. 1919. Холст, масло. 40 x 51. Частное собрание
Константин Горбатов. Деревня под снегом солнечным днем. 1919. Холст, масло. 40 x 51. Частное собрание

Ну а мы, открыв календарь, попадаем в стихотворение Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835-1889)«1-е января». Поэт-сатирик или «Обличительный поэт» (один из псевдонимов Минаева) очень точно в начале своего произведения передает настроение первого дня нового года, когда не важно «стонет ли ветер иль вьюга крутит». А написано это было аж в 1862 году.
Правда, к концу стихотворения поэт не смог удержаться от обличительной сатиры, поэтому ограничимся его отрывком:

Дмитрий Минаев
1-е января (отрывок)

Нового года лишь вспыхнет денница,
С раннего часа проснется столица.
В праздничный день никого не смутит,
Стонет ли ветер иль вьюга крутит,
Хлещет ли снегом в лицо непогода –
Всюду на улицах волны народа;
Мчатся кареты то взад, то вперед,
Смело шагает везде пешеход,
Словно с плеча его спала забота,
Словно свершилось великое что-то,
Словно сегодня – не то, что вчера…
Город проснулся и ожил с утра.
Хмурые лица – свежей и пригожей:
Барин в медведях, в тулупе прохожий,
Женщин головки в замерзшем окне…
Только невесело что-то всё мне…
1862


А радостное настроение зимнего праздничного дня мы найдем в картинах
Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). И одна из них 1922 года – «Гулянье». Здесь и шубы, и тулупы, и меховые шапки, и расписные платки, и «всюду на улицах волны народа». Художник создавал эти жизнерадостные полотна в инвалидном кресле, основываясь на собственных воспоминаниях о прежней дореволюционной жизни.

Борис Кустодиев. Гулянье. 1922. Холст, масло. 72 x 99. Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Гулянье. 1922. Холст, масло. 72 x 99. Государственная Третьяковская галерея

Но погода в январе бывает разной. Случается такое, что в канун Нового года даже и снега нет. Как в знаменитом романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) «Евгений Онегин». Так мы узнаем, что в 1826 году, когда были написаны эти строки, снег выпал только «на третье в ночь»:

Александр Пушкин
Евгений Онегин (отрывок из пятой главы)

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
4 января 1826


И такой
«побелевший двор» мы видим в картине «Первый снег» Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918). «Всё ярко, всё бело кругом» и, конечно, веселые сороки, которых «в окно увидела Татьяна».

Николай Дубовской. Первый снег. 1910. Холст, масло. 52.8 x 71. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Николай Дубовской. Первый снег. 1910. Холст, масло. 52.8 x 71. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

А вот у Юнны Петровны Мориц (р. 1937) в стихотворении «Январь» «снегов – почти материки»:

Юнна Мориц
Январь (отрывок)

У нас такая синева
В окне – от близости реки,
Что хочется скосить зрачки,
Как на иконе, как при чуде.
У нас такие покрова
Снегов – почти материки,
Что день задень – в ушах звонки,
И всюду голубые люди,
И я да ты – ученики
У чародея. Холодея,
Стоим в просторах мастерской
У стенки с аспидной доской.


И
«такая синева», и такая белизна, и чародей Холодей в картине «любимца царской семьи Романовых» Ивана Федоровича Шультце (1874-1939). «Волшебник света», талантливый ученик Архипа Куинджи, был практически забыт на родине. Но и за границей он продолжал создавать свои удивительные полотна. Такие, как «Зимнее утро в Энгадине».

Иван Шультце. Зимнее утро в Энгадине. Швейцария. 1930-е. Частное собрание
Иван Шультце. Зимнее утро в Энгадине. Швейцария. 1930-е. Частное собрание

А Вероника Михайловна Тушнова (1911-1965) в стихотворении «Морозный лес» гуляет по январскому лесу и «восхищается этой красотой», мечтая сердцем о том, что скоро «безжизненные красоты» вновь оживут:

Вероника Тушнова
Морозный лес

Морозный лес.
В парадном одеянье
деревья-мумии, деревья-изваянья…
Я восхищаюсь этой красотой,
глаз не свожу,
а сердцем не приемлю.
Люблю землею пахнущую землю
и под ногой
листвы упругий слой.
Люблю кипенье, вздохи, шелест, шорох,
величественный гул над головой,
брусничники на рыжих косогорах,
кочкарники с каемчатой травой…
Труд муравьев, и птичьи новоселья,
и любопытных белок беготню…
Внезапной грусти,
шумного веселья
чередованье
по сто раз на дню.
Люблю я все, что плещется, струится,
рождается, меняется, растет,
и старится,
и смерти не боится…
Не выношу безжизненных красот!
Когда январским лесом прохожу я
и он молчит,
в стоцветных блестках сплошь,
одно я повторяю, торжествуя:
«А все-таки ты скоро оживешь!»
1953


А мы будем любоваться морозным лесом
«в парадном одеянье» и «деревьями-изваяньями», глядя на «Зимний пейзаж» Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919). Ученик Ивана Шишкина и сын художника Николая Шильдера очень любил изображать именно зиму.

Андрей Шильдер. Зимний пейзаж. 1918. Холст, масло. 62 х 105. Частное собрание
Андрей Шильдер. Зимний пейзаж. 1918. Холст, масло. 62 х 105. Частное собрание

Герой Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010) тоже просит: «минуй меня, брат мой, январь». Стихотворение «Снег» – это перевод с грузинского строк Галактиона Табидзе, написанных ещё в 1915-м. Снегопад и любовь, зима и неумолимый бег времени – вечные темы:

Белла Ахмадулина
Снег

Лишь бы жить, лишь бы пальцами трогать,
лишь бы помнить, как подле моста
снег по-женски закидывал локоть,
и была его кожа чиста.
Уважать драгоценную важность
снега, павшего в руки твои,
и нести в себе зимнюю влажность
и такое терпенье любви.
Да уж поздно. О милая! Стыну
и старею.
О взлет наших лиц –
в снегопаданье, в бархат, в пустыню,
как в уют старомодных кулис.
Было ль это? Как чисто, как крупно
снег летит… И, наверно, как встарь,
с январем побрататься нетрудно.
Но минуй меня, брат мой, январь.
Пролетание и прохожденье –
твой урок я усвоил, зима.
Уводящее в вечность движенье
омывает нас, сводит с ума.
Дорогая, с каким снегопадом
я тебя отпустил в белизну
в синем, синеньком, синеватом
том пальтишке – одну, о одну?
Твоего я не выследил следа
и не выгадал выгоды нам –
я следил расстилание снега,
его склонность к лиловым тонам.
Как подумаю – радуг неровность,
гром небесный, и звезды, и дым –
о, какая нависла огромность
над печальным сердечком твоим.
Но с тех пор, властью всех твоих качеств,
снег целует и губит меня.
О запинок, улыбок, чудачеств
снегопад среди белого дня!
Ты меня не утешишь свободой,
и в великом терпенье любви
всею белой и синей природой
ты ложишься на плечи мои.
Как снежит… И стою я под снегом
на мосту, между двух фонарей,
как под плачем твоим, как под смехом,
как под вечной заботой твоей.
Все играешь, метелишь, хлопочешь.
Сжалься же, наконец, надо мной –
как-нибудь, как угодно, как хочешь,
только дай разминуться с зимой.


И в картине замечательного советского художника
Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) «Зимой в Москве» тоже «снежит» и девушка в «том пальтишке» (только не в синеньком) убегает по своим делам.

Юрий Пименов. Зимой в Москве. 1950-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма
Юрий Пименов. Зимой в Москве. 1950-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Но иногда, даже в январе звенят апрельские капели. Как в произведении «Капели, капели» Юлии Владимировны Друниной (1924-1991):

Юлия Друнина
Капели, капели

Капели, капели
Звенят в январе,
И птицы запели
На зимней заре.
На раме оконной,
Поверив в апрель,
От одури сонной
Опомнился шмель:
Гудит обалдело,
Тяжёлый от сна.
Хорошее дело –
Зимою весна!
О солнце тоскуя,
Устав от зимы,
Ошибку такую
Приветствуем мы.
Помедли немножко,
Январский апрель!
… Трёт ножку о ножку
И крутится шмель.

И нам ошибаться
Порою дано –
Сегодня мне двадцать
И кровь как вино.
В ней бродит несмело
Разбуженный хмель.
Хорошее дело –
Зимою апрель!


Многие художники любят фиксировать в своих произведениях переменчивость погоды. И одно из таких явлений природы – оттепель, когда и капель звенит, и снег оседает, и даже закат кажется теплым, а птицы радуются, словно в январь заглянул апрель. Такую картину мы видим в работе
Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Зимний пейзаж. Оттепель».

Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е. Холст, масло. 36 х 54. Ивановский областной художественный музей
Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е. Холст, масло. 36 х 54. Ивановский областной художественный музей

И ещё одно чудесное стихотворение, в котором упоминаются и январь, и апрель. Все мы его прекрасно знаем по песне, звучащей в фильме «Москва слезам не верит». Это «Диалог у новогодней елки» Юрия Давидовича Левитанского (1922-1996):

Юрий Левитанский
Диалог у новогодней елки

– Что происходит на свете? – А просто зима.
– Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.

– Что же за всем этим будет? – А будет январь.
– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
– Чем же все это окончится? – Будет апрель.
– Будет апрель, вы уверены? – Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
– Что же из этого следует? – Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
– Вы полагаете, все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить.
– Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
– Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
– Месяц – серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски – по кругу, по кругу!
– Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и – раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..


И уносит нас стихотворение в век девятнадцатый на рождественский бал, и сразу во дворец. На акварельной работе
Алексея Филипповича Чернышёва (1824-1863) «Рождественская ёлка в Аничковом дворце» вот-вот грянет музыка и все нарядные «сударыни» закружатся в вальсе.

Алексей Чернышёв. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 (?). Карандаш, акварель / Из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I»
Алексей Чернышёв. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 (?). Карандаш, акварель / Из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I»

А действительно теплым январь может быть на юге, например, в Крыму. Как в стихотворении Иосифа Александровича Бродского (1940-1996) «Зимним вечером в Ялте», отрывок из которого я вам предлагаю:

Иосиф Бродский
Зимним вечером в Ялте (отрывок)

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
«Налить вам этой мерзости?» «Налейте».

Январь 1969


А у
Исаака Ильича Левитана (1860-1900) есть нежнейшая картина «В Крыму зимой», подтверждающая, что снег там всё-таки бывает.

Исаак Левитан. В Крыму зимой. 2-я половина XIX века. Холст на картоне, масло. 55 х 48. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова
Исаак Левитан. В Крыму зимой. 2-я половина XIX века. Холст на картоне, масло. 55 х 48. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

И завершить наш январский календарь хочется вновь детским стихотворением. Агния Львовна Барто (1901-1981) рассказала нам целую веселую историю, приключившуюся около одной из ёлок. А «Дело было в январе...»:

Агния Барто
Дело было в январе...

Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе, –
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
1940


Художник граф
Владимир Леонидович Муравьёв (1861-1940) в своих зимних пейзажах изображал и зайцев, и медведей, и лосей, и лис. А нашу историю иллюстрирует «Зимний пейзаж с волками». Уж не ту ли самую ёлку «на горе» волки так внимательно разглядывают?

Владимир Муравьёв. Зимний пейзаж с волками. 1915. Гуашь, темпера
Владимир Муравьёв. Зимний пейзаж с волками. 1915. Гуашь, темпера

А у нас январь продолжается. Будем удивляться морозам и узорам на окнах, радоваться снегу и ловить снежинки на варежки, ждать тепла и любоваться зимними пейзажами.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –

Света В Литературе и Искусстве

Другие мои статьи с картинами и стихами можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен