Крымский полуостров всегда был интересен для искателей древности и эзотериков, романтиков и кладоискателей, авантюристов и парапсихологов...
Всех их привлекают не только красота и богатая история, но и многочисленные пещеры, каменоломни, места силы и легенды, связанные с ними.
Герои Аджимушкая
Аджимушкайские каменоломни — это подземные ходы и галереи, оставшиеся после многовековой выработки ракушечника в зоне бывшего поселка Аджимушкай, ныне являющегося микрорайоном Керчи. Некоторые исследователи считают их геопатогенной зоной, насыщенной негативной энергией.
До Октябрьской революции каменоломни являлись базой для большевиков-подпольщиков, а во время Гражданской войны служили укрытием для партизан. Но особую известность они приобрели во время Великой Отечественной войны, когда в этих рукотворных пещерах скрывались воинские части и множество гражданских лиц.
К несчастью, катакомбы не готовили к длительной осаде. Здесь хоть и были некоторые запасы оружия и боеприпасов, а также продовольствия (в основном сахар), но практически стопроцентная влажность быстро приводила все в негодность. К тому же людям приходилось жить в сырости при постоянной температуре всего около 10 градусов. Но главной бедой было почти полное отсутствие воды. Тем не менее бойцы совершали регулярные вылазки на поверхность, сковывая силы вермахта. Гитлеровцы минировали и взрывали выходы из подземных убежищ, травили сопротивленцев газами…
Но даже при всем при этом подземный гарнизон держался шесть месяцев. Когда 30 октября 1942 года фашисты все-таки ворвались внутрь каменоломен, в живых осталось только 48 измученных голодом и холодом бойцов…
В Аджимушкайских каменоломнях сохранилась детская комната, в которой рядом с могилами погибших детишек лежат их обгорелые игрушки и стоят проржавевшие кровати. Это самое мрачное место, откуда все посетители уходят подавленными, а некоторым иногда даже слышится детский плач.
Каменный сейф
На западе Керченского полуострова, в 100 километрах от Керчи, вблизи села Каменское (бывший Ак-Монай), расположены заброшенные Ак-Монайские каменоломни. Из камня, добытого здесь, были построены вся Феодосия и многие окрестные селения. В результате многовековой добычи ракушечника и мрамора тут образовались огромные полости, в которые легко может въехать и даже развернуться современный автобус. Местные жители верят, что тоннели этих подземных выработок ведут к катакомбам Аджимушкая…
Еще во времена Екатерины II в этих местах добывали строительный камень осужденные солдаты и матросы. Тут одновременно трудилось несколько тысяч заключенных. Попадая сюда, они никогда больше не видели солнечного света. Жили под землей, умирали и здесь же бывали похоронены. Поисковики до сих пор нередко находят их останки, скудную утварь и примитивные рабочие инструменты. На стенах подземелья есть многочисленные рисунки, надписи, обращения к Богу, выражающие тоску о прежней свободной жизни…
В период Гражданской войны в штольнях прятались местные жители. Позднее, уже при советской власти, здесь находился фильтрационный лагерь, в котором проходили проверку на благонадежность лица «непролетарского происхождения». Что было с теми людьми, которых признали чуждыми элементами, неизвестно. Не исключено, что их расстреляли и похоронили тут же.
В начале Великой Отечественной войны в Ак-Монайских подземельях размещались продовольственные склады, впоследствии захваченные вермахтом. Существует и похожая на правду легенда, что при отступлении советских войск из Крыма здесь были спрятаны полковая казна и архив с совершенно секретными документами. Якобы кто-то из местных жителей видел, как осенней ночью 1941 года к каменоломням подъехал автомобиль, с которого солдаты сгрузили какие-то тяжелые ящики. Однако тайник до сих пор не найден, поэтому штольни по сей день привлекают различных поисковиков и черных копателей.
Сегодня в Ак-Монайских каменоломнях, как и много лет назад, стоит постоянная и гнетущая тишина — стены этих катакомб поглощают все звуки. Да и время здесь, как считается, течет по-другому, и только летучие мыши являются постоянными обитателями этих рукотворных пещер…
Подземный Севастополь
Инкерманские каменоломни находятся в черте города Инкерман, ныне являющегося пригородом Севастополя. Они существуют с незапамятных времен, когда добываемый в них камень — плотный белый известняк — шел не только на строительство окрестных селений, включая позднее основанный Севастополь, но и отправлялся в другие страны. Из него, к примеру, возводили целые кварталы Рима, Неаполя, Афин и Константинополя… В результате многовековых выработок в Инкермане образовались огромные полости общей протяженностью в десятки километров.
Согласно преданию, именно сюда в конце I века н. э. языческие властители Рима сослали папу римского Климента. Здесь он продолжил проповедовать христианство и поэтому принял мучительную смерть по велению императора Траяна.
В VI веке византийцы построили тут крепость Каламиту. В VIII–IX веках там возник пещерный монастырь. В 1475 году Каламиту захватили турки, которые, подновив изрядно обветшавшие стены и башни, дали цитадели имя Инкерман, что в переводе означает «пещерная крепость».
В советское время в бывших каменоломнях Инкермана было организовано хранилище шампанских вин, а с началом Великой Отечественной войны в подземелье перевели гражданские и военные учреждения, чтобы защитить их от артиллерийских обстрелов и налетов авиации противника. В Инкерманских штольнях был выстроен целый подземный город. И это не преувеличение: сюда перенесли цеха заводов, мастерские, базы, склады, переселили работников предприятий и их семьи.
Здесь были детские сады и ясли, столовая, кинотеатр, клуб. К концу 1941 года в катакомбах находилось до 10 тысяч жителей Инкермана и соседних поселков…
Все это создавалось для обеспечения армии и флота обмундированием, хранения боеприпасов, ремонта вооружения, лечения раненых и больных…
В конце июня 1942 года, когда гитлеровцы перешли через примыкающую к городу Черную реку, возникла реальная опасность захвата ими громадного подземного арсенала, где хранилось около 500 вагонов взрывчатки. У входов в подземные штольни скопилось множество немецких танков, артиллерии и живой силы противника.
Из воспоминаний Э. фон Манштейна, в то время командующего немецкой армией в Крыму:
«29 июня должно было начаться генеpальное наступление на внутpеннюю часть кpепости… Здесь пpоизошла тpагедия, показавшая, с каким фанатизмом боpолись большевики… Когда наши войска воpвались в Инкеpман, вся скала высотой 30 метров за этим населенным пунктом задpожала от чудовищной силы взpыва и обрушилась…»
Следы этого взрыва невиданной силы видны и поныне, а сама местность напоминает лунный пейзаж. К счастью, многие жители подземного города заблаговременно перебрались в отдаленные штольни.
Аркадий ВЕТКИН