В России на 1 канале показали французский мини-сериал “Диана де Пуатье”, посвященный знаменитой любимой женщине короля Генриха II. Это имя звучит волшебно. Диана является второй по легендарной силе после Жанны д’Арк в истории Франции старого времени. Магическая притягательность дамы Возрождения позволила ей подчинить своему влиянию дофина, а затем короля Франции, который был младше своей любимой на 20 лет. Привлекает внимание она и сейчас, как законодатель моды и стиля. Собственно в незаурядном влиянии на мир и состоит заслуга, а также загадка мадам де Пуатье. Через 500 лет нам остаётся “только” обсуждать то обстоятельство, почему французы в художественном кино о своей фаворитке не всё показали достоверно.
Главное, конечно, дух, а не факты. Поэтому нехотя приходится признавать, что, как и наши российские режиссеры, француженка Дайан не входит в зал исторических событий, как святая святых. Отклонениями от истины так и кишит её сериал, хотя от верной канвы всё равно и в кино уйти невозможно. Однако оставим художественные приёмы и уловки пока вне рассмотрения. Российский зритель может быть и не очень хорошо знаком с давней историей Франции, нам могут быть неведомы хронологические перестановки и неискусные "подтасовки" киносюжета. Поэтому главное сейчас, вглядеться в лик, образ Дианы в исполнении Изабель Аджани. Лицо героини, пожалуй, является главной интригой не только сериала, но и истории Франции.
Не стоит путать Диану, “почти королеву”, с настоящей королевой или императрицей в любой стране. На троне “целиком королева” сидит меньше всего по праву внешности. К слову, неслучайно российские кинорежиссеры никак не заморачиваются над темой того, как выглядела императрица Екатерина II. Какая разница! Слово императрицы – для всех закон. Выбор актрисы на главную роль здесь больше подчиняется иерархии внутри киноцеха, чем истине XVIII века. А у наших французов, напротив, несколько более сложная задача, им “надо” выдерживать легенду о том, что Диана де Пуатье была не только первой по уму, но и первой красавицей. Иначе как можно влиять на короля?
Ум и красота – всё-таки это разные вещи. А что если Генрих II был очарован не столько картинной красотой, сколько умом, заботой, лаской, умением следить за собой Дианы? Судить можно по-всякому, селфи тогда не делали. Что мы имеем в результате? По интернету и книгам гуляют изображения, по крайней мере, трёх различных женщин, называемых Дианой де Пуатье. Каждый автор вставляет в свои очерки о Пуатье картинки в зависимости от своего вкуса. Хорошо. Но всё-таки как выглядела настоящая Диана?
Первое достоверное изображение Дианы датируется в зависимости от вкусов исследователя 1520, 1525 или 1530. Этот рисунок школы Жана Клуэ, которая изображала так “всех подряд” придворных. Рисунок подписан La Grant Seneсhalle, то есть это жена главного сенешаля. Диана (1499-1566) была замужем за главным сенешалем Нормандии Луи де Брезе (1463-1531) с 1515-1531г. Отсюда и вариации в датировке. Поскольку на рисунке изображена угловатая девушка, я бы сам отнес этот рисунок ближе к 1520 году.
Второе изображение имеет автора Жана Клуэ и изображает Пуатье в черном, то есть она уже вдова (с 23 июля 1531). Датируют этот портрет 1535г. Пожалуй, это наиболее аутентичное и честное изображение Дианы. В этот период Генрих (1519-1559) ещё не был дофином, поскольку был жив ещё его старший брат Франциск (1518-1536), а потому Диана не была ни первой, ни второй, ни, может быть, даже третьей дамой при дворе. Как видим по портрету, она миловидна, но не писаная красавица, по крайней мере, в современном смысле слова.
Пожалуй, это один из самых неприятных рисунков вечной красавицы Дианы сыном Жана Клуэ – Франсуа Клуэ. Датируется 1540. Подпись вверху La gran senechalle, кажется, не оставляет никаких сомнений в имени женщины. Возможно, Франсуа под влиянием дворцовых интриг Анны де Писселе, любовницы короля Франсуа I, не имел задачи изображать красавицу. В голову приходит и другая "спасительная" идея. После смерти Луи де Брезе должность-титул великого сенешаля Нормандии наследовал его племянник Жан де Брезе. Может быть, это жена Жана де Брезе? В этом очерке данное предположение о происхождении подписи на картине звучит вообще впервые для "диановистики". Ничего об этом Жане, увы, неизвестно.
Но вот Генрих II становится королем в 1547г. и появляется другой рисунок Франсуа Клуэ. А потом видим его же картину, датируемую от 1550 до 1565г. Утверждалось, что и в 52 года Диана сохраняла красоту и была любовницей короля, тем не менее мы видим на этом изображении следы времени.
На этом настоящая Диана кончается и начинаются вариации. Одна из них - это портрет Дианы де Пуатье кисти Приматиччо в её замке Анет, он появляется и в обсуждаемом сериале. Позвольте, но это совсем другая особа. Тем, кому нужно увидеть роковую красавицу в Пуатье, те прибегают к этому портрету. Известное имя Приматиччо (1504-1570) оказывает магическое воздействие. Он же рисовал де Пуатье с натуры! Однако, хотя Приматиччо приехал в Париж в 1532г., он работал в замке Анет в 1547-1553гг., а на картине в замке мы видим очень молодую женщину. В этот период (после 1547) Диана Пуатье взошла на вершины власти вместе с воцарением Генриха II. Не мог ли художник рисовать, руководствуясь чисто воображением?
А вот этот портрет 1561г. Марии Стюарт (1542-1587), королевы Шотландии, в белом трауре по мужу королю Франции Франциску II. Эта картина Франсуа Клуэ находится в Эдинбургском музее. Вам она не напоминает предыдущий портрет выше? Что если и Приматиччо рисовал портрет Дианы вообще в 1560-61гг., придавая ему черты юной Марии? Или атрибуция его героини Дианы произведена позднее и неправильно?
Сходную загадку задает подписанный портрет Дианы Пуатье в замке Шомон, Chaumont-sur-Loire, неизвестного художника и неизвестного времени. Сходства этой дамы с известными изображениями Дианы совсем нет, зато такое изображение чрезвычайно популярно. Оно наиболее сильно отвечают представлению о гении чистой красоты. Наверно, так и рисовал этот портрет художник уже после ухода из мира хозяйки. Сравните его с идеализированным известным портретом Дианы охотницы. Всё-таки сходства с оригиналом Дианы у охотницы наблюдается гораздо больше.
В современной литературе утверждается, что в портретах Дианы часто присутствуют черты других женщин. Наиболее известное заблуждение – это портрет "Купающаяся женщина" Франсуа Клуэ 1571г.
При желании черты сходства с оригиналом, конечно, всегда можно найти. Однако ныне считается специалистами, что это не Диана, а или Мария Стюарт, или Мария Туше (1549-1638), фаворитка короля Карла IX. И какой вообще смысл придворному живописцу рисовать в 1571г. ушедшую 5 лет назад в вечность Пуатье?
Очерк включен в Подборку Дискуссии по Истории в блоге Друг Истории
Сравните Купающуюся женщину с картиной Ф.Клуэ "Купание Дианы" 1559. Здесь устроено композиционно всё правильно - с политическо-придворной точки зрения. Сидит жена короля Генриха II Екатерина Медичи, в центре стоит Диана Пуатье, фаворитка Генриха II ( за ней служанка), справа от Дианы стоит Мария Стюарт – жена сына короля и его преемника Франциска II.
Разных изображений Дианы очень много, мы рассмотрели только ключевые.
Переходим к биографии Д.. Продолжение о сериале см.
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №225, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории.