При работе с привычками ошибки бывают технологические — а бывают, скажем так, идеологические (глобальные).
И если технологию можно понять за неделю и освоить за месяц, то перестройка самой философии привычек может оказаться сложнее.
Но обе эти части процесса очень важны.
Они одинаково важны.
Это как два крыла или две ноги.
Надо понимать/знать, и «Что и как делать» (технология), и «Зачем, почему и с какими последствиями делать» (философия).
Технологические ошибки обычно лежат на поверхности.
Например, попытка принимать решение об изменении привычек в спокойном состоянии — это простая технологическая ошибка.
Потому что именно в момент принятия решения о привычках очень нужны эмоции. Как можно более яркие и сильные эмоции, причём одновременно и положительные, и отрицательные.
Только на фоне сильных эмоций мы можем решиться на изменения.
Нам надо изо всех сил прочувствовать: «Так больше жить нельзя! Я буду меняться!»
На пике эмоционального подъёма, на остроте этой реакции мы принимаем великие решения. Они становятся крепкими, как нерушимый обет.
Такие решения, принятые в момент эмоционального накала, становятся нашей персональной легендой!
А в спокойном состоянии у нас не решения, не выбор и не ответственность за него, а «хотелки» и «пожелания».
Они не работают.
Ещё одна технологическая ошибка — это сохранять вот эти самые пиковые эмоции по повожу своих привычек уже ПОСЛЕ того, как решение принято и мы начали его воплощать в конкретных поступках.
«Спортивная злость», к примеру, полезна на соревнованиях и в момент решения - «буду заниматься этим видом спорта».
Но если спортсмен так же сильно переживает неудачи на ежедневных тренировках и так же сильно злится на себя, когда неправильно выполняет упражнение — он профессионально непригоден.
На рядовых тренировках нужна собранность, терпение, упорство, хладнокровие и спокойное преодоление усталости. А злость в своей яркой форме может только помешать.
Но если на тренировке возникает сложный момент, когда мы действуем на пределе сил — тут злость снова может быть полезна, буквально на несколько минут.
То же — и с любой повседневной практикой работы с привычками.
На этапе действия гораздо важнее терпеливый и спокойный «разбор полётов», а не азарт, не страх, не стыд, не восхищение, не чувство вины, не злость и не то самое «Соберись, тряпка».
Уметь вовремя включить и выключить эмоции, связанные с привычками — это не дар и не чудо, это технологический навык.
Этому может научиться любой психически здоровый человек, причём довольно быстро.
Или вот ещё одна типичная технологическая ошибка: не определиться с тем, как мы будем измерять результат. Ставить очень размытые, абстрактные цели, типа «Быть терпеливее с детьми», «Приводить дом в порядок перед выходными» или «Больше двигаться».
Правильным (с технологической точки зрения) будет:
- Описать в деталях, что такое «терпеливое поведение». Каждое типичное поведение оценить в цифрах, например — в баллах:
Закричала на ребенка — минус четыре балла.
Закричала с оскорблениями и ругательствами — минус восемь.
Прочитала сказку на ночь — плюс три.
Сидели обнявшись больше трёх минут — плюс пять.
Нет, это не бред. И это не убивает живое чувство. Отнюдь.
Такое ясное количественное оценивание действительно необходимо, если мы хотим измениться сильно, навсегда и в нужную сторону.
Если мы хотим другую жизнь, а не бесконечный круг бестолковых, неконкретных обвинений, типа «Ты плохая мать!», «Ты плохой муж» и тэ пэ.
Чёткое описание и количественная оценка помогают перевести ситуацию в формат изменения поведения:
- Что я сам(а) могу/хочу/буду ДЕЛАТЬ, чтобы с каждым днём чувствовать всё большую близость со своим ребенком?
- Что мне нужно ДЕЛАТЬ, чтобы ты чувствовала, что я — хороший муж?
- Какие поступки покажут моим пожилым родителям сильнее всего, что я люблю их и хочу о них заботиться?
- Какие события и обстоятельства (и в каком количестве) лучше всего помогают мне пережить состояние счастья?
- Какие событий, поступков и впечатлений мне нужно избегать, чтобы избавить себя от переживаний, которые мне неприятны?
В общем, если человек понимает сам принцип технологии изменения привычек (правильнее её называть психотехникой) — то он эту психотехнику сможет применить столько раз, сколько хочется новых привычек.
И всё будет достаточно просто: 90 дней — и готово. Именно 90-100 дней нужно для формирования новой привычки. Или для того, чтобы избавиться от старой. (Обратите внимание — не 21 день, а 90-100 дней).
Но если человек не «схватит суть» самоизменения, самой философии этого процесса — то ничего не получится. Человек не изменится, как бы ни старался.
Ну, или эти изменения будут хаотичными, а результат их — непредсказуемым.
Технологи работы с привычками можно сравнить с автомобилем.
Он должен быть правильно сконструирован и собран, полностью исправен, застрахован, заправлен топливом и надо уметь им управлять - тогда возможно путешествие.
А философия/идеология изменения привычек — это как карта, навигатор или путеводитель.
Куда мы хотим поехать?
Какие бывают города и страны?
Где правостороннее движение, а где — левостороннее?
Какие вообще бывают способы путешествий? (Где-то надо ехать на автомобиле, в других местах возможна паромная переправа, по горам пройти можно только пешком, а на остров попасть — на корабле или самолёте).
В вопросе привычек, как и в вопросе путешествий, недостаточно уметь крутить руль и нажимать на педали.
Нужно ещё и понимать, куда едем и что там будем делать, когда приедем.
То есть, чтобы менять привычки, мало просто знать, как менять привычки.
Надо понимать, каким человеком мы хотим стать в итоге.