Найти тему
Наука. Вера. Культура.

Алойзие Степинац: через Католическую акцию к геноциду

Анна Филимонова

Адрес статьи: http://naukaverakuljtura.com/алойзие-степинац-через-католическую/


https://www.novosti.rs/vesti/politika/1218498/ipak-odrzana-konferencija-zlocincu-oda-stepincu-sedistu
https://www.novosti.rs/vesti/politika/1218498/ipak-odrzana-konferencija-zlocincu-oda-stepincu-sedistu

После демобилизации, поскольку «его отец тем временем стал очень богат», Лойзек решил, что  изучение агрономии будет самой разумной помощью отцу в хозяйстве, и с этим намерением осенью 1919 года поступил на факультет агрономии в Загребе. В том же году он вступил в ряды элитарного католического общества «Домагой». Однако «послевоенная жизнь в городе ему не нравилась», «отвратительное легкомыслие некоторых студентов» ему «были противны» и, в конце первого же семестра, не сдав ни одного экзамена, он вернулся в имение своего отца[1], где занялся управлением имения, и, среди прочего, присоединился к местной ветви организации «Католическая молодежь». В 1922 г. он участвовал в международном слете «Католической молодежи» в Брно, число участников которого превосходило 1500 человек, а самому Лойзеку выпала честь нести большой хорватский флаг во главе всей хорватской группы. В 1924 г. он участвовал в съезде «орлов» –  также одной из организаций Хорватского католического движения, «черной гвардии папы», где он познакомился с Франьо Шепером, молодым человеком, только что окончившим школу и собиравшемся продолжить обучение в римской семинарии. Степинац поведал Шеперу, что и сам думает о призвании священника, но хочет поехать в Инсбрук, где учился его дядя, каноник Матия Степинац, и что он не хочет продолжать учебу в Загребе. Однако его бывший одноклассник преподобный Йосип Лончарич уговорил Лойзека продолжить карьеру священника и предложил поступить в иезуитский Григорианский университет в Риме. Это предложение Степинац решил принять, потому что его отец был состоятелен и мог оплачивать его обучение там. Лончарич написал рекомендательное письмо к ректору, поступлению Лойзека помогло и то, что знаменитый Матия Степинац был его дядей.

Итак, в 1924 г., в возрасте 26 лет молодой Степинац отправился в Рим, где поступил в Григорианский университет (Германская коллегия, «Германикум», основана главой ордена иезуитов Игнацием Лойолой с одобрения папы Юлия III в 1552 г., со временем получила статус университета, в 1580 г. переименована в Германо-венгерскую коллегию. В память о заслугах папы Григория XIII (1572-1585) в финансировании получила его имя и стала называться Григорианским университетом, управляется он иезуитами). Из Григорианского университета, помимо прочего, вышли многие блестящие агенты западных спецслужб.

Спустя семь лет Степинац защитил две выпускные работы по философии и теологии (присваивается докторская степень), в 1930 г. был рукоположен в сан священника, и в 1931 г. вернулся в Загреб. В начале 1930-х гг. Загребский архиепископ Антун Бауэр уже был тяжело болен, и остро встал вопрос о его наследнике.

Ко всеобщему удивлению верующих и клира Бауэр в качестве своего преемника предложил Алойзия Степинаца, который в то время был скромным обрядником архиепископа. К еще большему изумлению общественности 29 мая 1934 г. в Загреб поступила телеграмма из Рима, официально сообщающая, что папа назначил Алойзия Степинца титулярным архиепископом и преемником архиепископа Загребского с правом наследования.

Что же было принципиально отличного в Степинце, молодом человеке, «темной лошадки», для которого конкуренции за высочайший пост как будто и не существовало? Его отличал только один момент, но имеющий ключевое значение для Св. Престола: Католическая акция.

Католическая акция – это европейское католическое фундаменталистское движение, основанное папой Пием XI по энциклике «Ubi arcano Dei» от 23 декабря 1922 г. Католическая акция формально провозглашала независимость и невовлеченность в политику, однако ставила целью цивилизационную «перепрошивку» всего католического общества («возрождение на христианских началах», «рехристианизацию»), включая его политическую элиту. Католическая акция стояла, по сути, вне политики, однако, пронизывая общество вширь и вглубь, она должна была управлять и подчинить себе всю общественную жизнь, соответственно, и политическую сферу как ее составную часть. Не случайно инструментом Католической акции становились массовые организации, охватывающие население («апостолат мирян») по профессиональному, половому и возрастному критерию, но основная ставка делалась на молодежь. Беспрекословными руководителями обществ Католической акции были священники, но и они столь же безусловно подчинялись епископату, который, в свою очередь, ориентировался исключительно на Св. Престол, а не на национальные или государственные интересы.

В Католической акции заключается суть и смысл «хорватского вопроса».

Примечательно, что, настаивая на назначении Степинца, в ходе личной встречи с королем Александром архиепископ Бауэр особо подчеркивал тот факт, что Степинац был «салоникским добровольцем», от военных властей король получил подтверждающую информацию, после чего согласился на кандидатуру Степинаца. Но вскоре без объяснений свое согласие отозвал. Тогда в апреле 1934 г. Бауэр в сопровождении папского нунция Пеллегринети вновь посетил короля Александра в Белграде и сказал по этому поводу: «Ваше Величество, наш народ говорит: короли не отказываются! В конце концов, нунций уже сообщил о вашем одобрении в Рим». Когда папа 29 мая сообщил, что Степинац назначен титулярным архиепископом и коадъютором архиепископа Загреба с правом наследования, тогда и король, наконец, дал свое согласие[2].

Заняв место заместителя престарелого Загребского архиепископа Анте Бауэра, Лойзек завоевал доверие короля Александра антикоммунистической риторикой. Алойзие и в действительности испытывал сильную антипатию к коммунизму, но по иной причине: по его словам, «коммунизм распространяется в сербских регионах и передается оттуда хорватам. Коммунистические действия осуществляются посредством аморальной прессы и подрыва моральных устоев семьи»[3]. Одновременно Степинац секретно налаживал связи с нелегальной усташской эмиграцией, представляя иезуитские монастыри для будущих нацистов и лоббируя в пользу конкордата с Ватиканом. Самыми мощными организациями Католической акции были «орлы», а затем, после введения режима личной власти короля Александра в 1929 г., несмотря на запрет национально и религиозно ориентированных партий и движений, «орлы» неофициально «перекочевали» к новой организации Католической акции – «крижари» («крестоносцы»). Уже в 1934 г. «крестоносцы» стали являть собой «сильное католическое движение нашей католической молодежи, в этот момент мы располагаем активными 188 организациями.., из которых в Загребской архиепископии 110 обществ. Всего в этих организациях приблизительно состоит 15 тыс. членов. В организациях царит порядок.., проводятся многочисленные курсы, включая закрытые духовные практики», издаются книги, брошюры и различные сборники, проводится религиозно-просветительная работа. Все это позволило стать «крестоносцам» «самой большой частью организованной католической акции» с амбициями «объединить всю нашу католическую молодежь в один большой фронт»[4].

Король Александр и министр иностранных дел Франции Луи Барту были убиты 9 октября того же 1934 года в Марселе, аттентат был организован и осуществлен хорватскими усташами совместно с членами Македонской внутренней революционной организации. При премьер-министре Милане Стоядиновиче страна стала сближаться с Германией и Италией, что, однако, не соответствовало британским геополитическим интересам. И тогда резко усиливаются проблемы с «хорватским вопросом», попытка решения которого по соглашению Цветкович-Мачек (1939 год, создание «государства в государстве – Бановины Хорватии) напряженность не ослабила. «Окопавшиеся» за границей усташи Анте Павелича получили мощную финансовую и военно-техническую помощь (подготовка диверсионных групп в Янке Пустой в Венгрии) от иностранных центров, их политическая программа включала пункты о разделе Югославии и выделении хорватской части.

Архиепископ Степинац оказывал тогда поддержку лидеру самой массовой Хорватской крестьянской партии Влатко Мачеку[5]. Причем на сторону Мачека перешли даже те, кто никогда не принадлежал к сторонникам Степана Радича – основателя Крестьянской партии. В целом, как следует из донесений о внутренней ситуации в стране, «до 90 % хорватов в тот период голосовали бы за Мачека». В отличие от него радикальная антисербская группа Франка-Павелича «среди крестьян не имеет никакой опоры», «на них нельзя рассчитывать в плане конструктивной работы». Однако «за политикой радичевцев стоят клерикалы, которые через них проводят свои цели», «можно сказать, что они единственные, кто знает, чего хочет и из сегодняшней ситуации извлекает наибольшую выгоду». И если «Степан Радич влияние католического духовенства на хорватов свел к наименьшей мере, и с его авторитетом покончил полностью, то сегодня католическое духовенство опять пускает корни в хорватской крестьянской среде… хорватское племя обратилось к церкви…Может быть, речь идет о психологическом моменте, когда человек в тяжелые моменты обращается к Богу, а хорваты считают, что сегодня для них наступили тяжелые времена, а католическое духовенство еще и внушает им, что они находятся в большой опасности… Хорваты повернулись к церкви, идут в паломничество, участвуют в религиозных и церковных манифестациях и процессиях больше, нежели когда-либо это делали», католическое духовенство держит народ в напряжении, «привязывая к себе и стар и млад», особенно «радеют о молодежи, которую организуют в так называемых «крестоносцев»», «изо дня в день влияние католического духовенства все сильнее и сильнее», поэтому для «радичевцев не опасны ни франковцы, ни Павелич с усташами, ни вообще кто бы то ни было на свете кроме католического духовенства».

Объяснение сути процесса, также следуя данным из донесений в министерство внутренних дел, лежит в геополитической плоскости: «Австрия столетиями культивировала ненависть между сербами и хорватами»; «большинство хорватов не на страх а на совесть воевали в мировой войне против Сербии и союзников»; на бытовом уровне многие хорваты «на чем свет кляли сербов Австрии» – и теперь «они считают, что мы (сербы – А.Ф.) этого им никогда не простим»; католической церкви никак «не отвечает единство между сербами и хорватами», тем более, что «в душе огромного большинства хорватов глубоко врезано сознание, что их существование единственно и исключительно связано с союзом с сербами», поэтому «и вмешивается столько иностранных факторов, особенно венгерской и германской крови». И, наконец, «хорваты во главе с др. Мачеком не считают, что государство должно быть федерализовано, но хотят, чтобы оно было разделено на меньшее число административных единиц, на пять-шесть вместо девяти бановин»[6]. Но в итоге недостаточный радикализм Мачека оставил его на обочине истории, а политические симпатии Степинца сместились к радикальным усташам.

5 февраля 1936 г. Степинац основал Епархиальный совет Католической акции, президентом Совета был избран Иван Контлипац, лидер «крестоносцев». 7 декабря 1937 г., после смерти А.Бауэра, Степинац стал Загребским архиепископом. По данным 1938 г., собранным архиепископским секретарем Франьо Шепером, всего в Загребской архиепископии в тот период существовало 1642 общества Католической акции с 129 622 членами[7]. К началу Второй мировой войны организации Католической акции насчитывали более 30 тыс. членов[8].

25 марта 1941 г. Югославия присоединилась к Тройственному пакту (Германия, Италия и Япония), что вызвало мощное возмущение, а затем стихийные бунты сербов, в результате которых 27 марта генерал Душан Симович совершил военный переворот, захватив власть. Легкость, с которой 27 марта 1941 г. был осуществлен государственный переворот, показала, насколько широко распространены оппозиция политике правительства, а также антифашистские и пророссийские (просоветские) настроения. В своем дневнике Степинац по этому поводу записал, что «явно всплывает тот факт, что сербы и хорваты – это два мира, которые никогда не объединятся, пока один из них жив», ужасаясь «духу византинизма», указывая, что «схизма (т.е. православие) – «тяжелейшее проклятие Европы, большее, чем протестантизм». Он считал, что у православных «нет принципов, нет истины, нет справедливости, нет морали». В заключение он еще раз повторил, что «из всего этого акта, то есть государственного переворота, следует, что «хорваты и сербы – это два мира, Северный и Южный полюс, которые никогда не приблизятся (кроме как чудом Божьим), пока один из них жив»[9].

Фактическое растворение в Третьем рейхе Австрии, Чехословакии, Польши, а также поражение в начале лета 1940 г. Франции еще больше ослабило Югославию. Страна стала ареной тайных конфликтов между Германией, Великобританией и СССР. Влатко Мачек 4 апреля 1941 г. принял решение войти в правительство генерала Симовича, и тогда усташи и Павелич получили полную поддержку Италии, а затем Германии.

10 апреля 1941 г. было провозглашено создание Независимого Государства Хорватия. По Венскому соглашению между Германией и Италией от 22 апреля 1941 г. югославская государственная территория окончательно была разделена по линиям северо-запад и юго-восток. Северная часть (словенские земли) была присоединена к Германии и предназначалась для германизации. Небольшая часть вместе со столицей Любляной, Черногория и часть Адриатического побережья присоединялись к Италии. Албания становилась итальянским протекторатом, к нему присоединялась большая часть Косово (кроме сербского севера, который переходил под прямое управление немцев) и вся Метохия, а также Западная Македония. К Венгрии перешли Бачка, Бараня, Меджумурье и Замурье, к Болгарии – большая часть Македонии и Юго-Восточная Сербия. Центральная Сербия с северным Косово и Банатом была передана немецкой военной администрации, здесь была сформирована квислинговская администрация.

Из центральной части Югославии – Хорватии, Славонии, Срема, Боснии и Герцеговины, хорватского Приморья и части Далмации была создана «великая Хорватия» под названием Независимое Государство Хорватия (НГХ). Эта формирование было продуктом соглашения Германии и Италии. Формально НГХ находилось в политической и идеологической сфере влияния фашистской Италии, но по своему устройству и внешнеполитическому положению оно было намного ближе к национал-социалистическому Третьему рейху. «Расовые законы», массовые преследования, дегуманизация и уничтожение целых национальных и религиозных групп, лагеря смерти, – вот точки сходства нацистского и усташского режимов.

НДХ, с одной стороны, находилось под абсолютным контролем немцев и итальянцев, с другой – в его границах оказались 1 млн 800 тыс. сербов. Контролируемая итальянцами южная часть НДХ стала самым нестабильным пространством, усташам было запрещено держать здесь свою армию, а сами итальянцы поддерживали связь с сербскими  четниками. Относительно сербов в НГХ существовали два взаимоисключающих утверждения: «их здесь нет» и «их всех надо уничтожить». Концептуальной, «осевой доктриной» дегуманизации сербов являлась концепция римско-католической церкви о непреодолимых цивилизационных различиях между «высокодуховными» хорватами как «опоры христианства» и «низкими» сербами, «олицетворявшими Византию». Хорватский народ, как отмечает современный хорватский историк Д.Коштро, «освободился от неестественных и фатальных политических рамок, в которые он был насильственно втянут в 1918 году и вернулся в свою естественную, цивилизационную, идеологическую и расовую (германскую) среду, которую олицетворяет нацистская Германия», «массовые католические организации и общества («крестоносцы», Католическая акция, «Домагой» и др.) с энтузиазмом приветствовали создание нового государства и его лидера, отметив, что именно из их рядов возникло много борцов за новое государство», «римско-католические священники принимали участие в нападениях на югославскую армию, захвате и разоружении ее военнослужащих, о чем после провозглашения НДХ в прессе были опубликованы самовосхвалительные статьи»[10].

Вооруженные силы НГХ состояли из регулярной армии – Хорватских домобранов (200 тыс. чел.) и усташских подразделений, состоявших из добровольцев (35 тыс. чел), с 1944 г. – единая Хорватские вооруженные силы (ХВС), однако усташи на местах находились в более выгодном положении[11]. Против оккупантов и усташей сражались официальная королевская армия (Югославская армия в Отечестве) во главе с Дражей Михайловичем (сербские четники), партизанские формирования Йосипа Броз Тито (порядка 80 % в них составляли сербы), между этими движениями существовали непреодолимые идеологические разногласия – первые выступали за сохранение страны и возвращение сербам неоправданно утраченных политических и социально-экономических позиций, вторые – также за сохранение страны, но при  установлении коммунистического режима.

Алойзие Степинац создание НГХ приветствовал самым горячим образом. Уже 11 апреля он поспешил с официальным визитом к Миловану Жаничу – видному усташу, члену правительства, ответственного за внутренние дела НГХ[12]. 12 апреля Степинац со свитой посещает Дворец Бана (Бански Двори), где выражает  свои «наилучшие пожелания счастья, улучшения и прогресса хорватского народа» в НГХ. 16 апреля 1941 г. Степинац посещает фюрера НДХ – поглавника Анте Павелича, также выражая ему полную поддержку[13]. В  своем послании от 28 апреля Степинац призвал верующих и духовенство сотрудничать с НГХ, а 26 июня 1941 г. как Президент епископских конференций, после проведения очередной епископальной конференции, на которой была занята позиция солидарности с усташскими властями, он привел ряд католических епископов на аудиенцию к Павеличу и по этому поводу приветствовал фашистского фюрера в качестве главы государства, обещая ему искреннее и верное содействие. После его призыва сотня священников вступила в активное сотрудничество с усташами, что, как гласило обвинительное заключение 1946 года, «закончилось предательством Родины, вступлением священников в разведку противника и военными преступлениями»[14].

Главной целью НГХ, «причиной существования», было изгнание, уничтожение и перекрещивание сербов. В ночь с 26 на 27 апреля 1941 г. в северо-восточной Хорватии, Грубишном Поле, арестовано 500 сербов, они отвезены в направлении «Госпич-Ядовно-Паг», из них 487 человек убиты. Через три дня в селе Гудовац около Беловара убито 196 сербов, причем чудовищную картину резни сербов усташами с помощью одних только ножей равнодушно под сенью дерева наблюдал сын Славко Кватерника Евген Дидо Кватерник, глава Усташской надзорной службы (Служба безопасности НГХ – А.Ф.). 6 мая, на один из самых крупных православных праздников – Джурджевдан (день Св. Георгия Победоносца) в селе Балагай (Кордун) хорваты убили 530 сербов. Всего за месяц существование НГХ в нем самым зверским образом было ликвидировано более 10 тыс. сербов; с мая по август 1941 г. ликвидировано 38 тыс. сербов; за четыре года существования системы концлагерей Ясеновац там уничтожено примерно 700 тыс. сербов[15].

В июне 1941 г. Степинац перед Павеличем около церкви св. Марка торжественно выстроил католических епископов и отслужил торжественную мессу в честь командира «Черного легиона» Юрая Францетича. Ватикан Степинца поддержал: акт конгрегации по Восточной Церкви в Риме от 17 июля 1941 г., адресованный  архиепископу Загреба, говорит о том, что в Риме ожидают больших успехов «в обращении необъединенных в подчинении Папе», что РКЦ благодарна Загребскому архиепископу за успехи по католицизации сербов, поощряя Степинца продолжать работу «по правильному развитию католицизма», «поскольку сейчас так много надежд на возвращение необъединенных»[16]. Степинац сам был председателем основанного в 1941 г. Комитета по католицизации сербов. В результате в НГХ, согласно собственным утверждением Степинца, было перекрещено 244 тыс. человек, по другим данным – более 350 тыс.[17]

Связанные статьи:

Истоки хорватской клерофашистской идеологии: Анте Старчевич и Партия права

Хорватский клерикализм: закладка бомбы замедленного действия. Ч.1.

Хорватский клерикализм: закладка бомбы замедленного действия. Ч.2.

Хорватский клерикализм: югославянское объединение как нулевая фаза подготовки к геноциду сербов. Ч.1.

Хорватский клерикализм: югославянское объединение как нулевая фаза подготовки к геноциду сербов. Ч.2.

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.1. Геноцид начинается с фальсификаций истории

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.2. Суть «хорватского исторического государственного права» и почему мешали сербы Военной границы

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.3. Югославянское государство: «исторический круговорот» от югославянства к усташам и неонацистам

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.1.

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.2.

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.3.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.1.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.2.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.3.

Архиепископ геноцида Алойзие Степинац: ложный сербский доброволец

[1] Benigar A. Alojzije Stepinac, hrvatski kardinal, Roma – Italia, 1974. http://www.safaric-safaric.si/hrvatska_nacija/aleksa-benigar-alojzije-stepinac.pdf S. 51 S. 57.

[2] Др Никола Жутић: Лажни мит о учешћу на солунском фронту: Степинац од аустријског војника до југословенског бискупа // Српски меморијал. 7.12.2023. http://www.srpski-memorijal.rs/vesti/vecernje-novosti-7-12-2023-dr-nikola-zutic-lazni-mit-o-ucescu-na-solunskom-frontu-stepinac-od-austrijskog-vojnika-do-jugoslovenskog-biskupa.html/

[3] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/

[4] Архив Србиjе и Црне Горе. Фонд 38 «Centralno presbiro predsedništva ministarskog saveta 1929-1941». Фасцикла 16.

[5] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/

[6] Архив Србиjе и Црне Горе. Фонд 74 «Двор Краљевине Југославије 1918-1948». Фасцикла 11.

[7] Пејин Јован Ово је истина о Алојзију Степинцу // Intermagazin. 29.01.2028. https://www.intermagazin.rs/ovo-je-istina-o-anti-pavelicu/?lang=cir

[8] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi

[9] Љубодраг Димић – Разговор глувих – Ватикан и НДХ // Печат. 16.04.2020. https://www.srpski-memorijal.rs/memorijal-u-medijima/pecat-16-4-2020-ljubodrag-dimic-razgovor-gluvih-vatikan-i-ndh-ii.html/

[10] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi

[11] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi

[12] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/

[13] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/

[14] Alojzije Stepinac osuđen zbog suradnje s ustaškim režimom // Vjernikov Kalendar. https://www.antifasisticki-vjesnik.org/hr/kalendar/10/11/107/

[15] Дмитровић Радомир Крст на крижу. Београд: „Новости“, 2016 (Бачки Петровац: HL Print). С. 113-115.

[16] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/

[17] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/