В Государственном Эрмитаже хранится более ста произведений изобразительного искусства (картины, иконы, гравюры, рисунки), посвящённых Рождеству Христову. В специальном цикле статей мы анализируем различные традиции изображения сцены Рождества и её главных героев на примере экспонатов Эрмитажа и сквозь призму рождественских стихотворений Иосифа Бродского.
В предыдущем материале, который был опубликован 6 января в 12:00, вы узнали, как у поэта родилась идея создания цикла стихотворений о Рождестве и как с течением времени менялось восприятие и, следовательно, образы волхвов. В этой статье мы поговорим о том, как изображалось место рождения Христа.
Пещера
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
24 декабря 1987 года
Не важно, что было вокруг, и не важно,
о чем там пурга завывала протяжно,
что тесно им было в пастушьей квартире,
что места другого им не было в мире.
25 декабря 1990 года
После прочтения этих двух отрывков друг за другом возникает законный вопрос: почему поэт «путается в показаниях»? То Младенец родился в пещере посреди пустыни, то откуда-то берётся пастушья квартира, где Святому Семейству было тесно. Всем же известно, что Христос родился в яслях —только вот что такое «ясли»?
На самом деле Бродского нельзя обвинить в некомпетентности, поскольку есть несколько ответов на этот вопрос. В первую очередь, обратимся к первоисточникам. Канонические тексты Евангелия не говорят о пещере прямо. О том, что Иисус Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк. 2:4-7) и Матфей (Мф. 2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру. Только Лука косвенно указывает на неё, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Слово «ясли» (греческое φάτνη) указывает не на детскую колыбель, а на кормушку для скота, в которую был положен родившийся Младенец за неимением другого, более достойного места. В рассказе о поклонении пастухов дважды упоминается Младенец, лежащий в яслях (Лк. 2:12,16). Возможно, то, что Бродский назвал «пастушьей квартирой», было хлевом, строением, где располагались на ночёвку пастухи и их скот —гравёр Генрих Эйкман как раз изобразил такое пространство.
А вот южнонемецкий художник конца XV века вообще делает эту постройку каменной, да ещё с арками и колоннами.
В целом на картинах и гравюрах западноевропейских мастеров мы чаще всего видим не пещеру, а именно какую-то постройку, иногда более или менее напоминающую руины —как на гравюре Альбрехта Дюрера, где хлев даже без крыши.
Интересный пример представляет собой керамический алтарь, созданный в технике майолики. В нижней, большей части, представлена масштабная сцена Рождества: там мастер также изобразил ветхий хлев, но в окружении скал. Эти скалы должны преодолеть пастухи, ведомые ангелами, чтобы поклониться Младенцу Христу. Полюбоваться этим произведением искусства Ренессанса можно в зале 210 Старого Эрмитажа.
На православных иконах, как русских, так и, например, греческих, никаких построек нет ― сцена Рождества изображена в пещере. Это отражает другу точку зрения на место рождения Христа: палестинским пастухам часто служили хлевом пещеры, где они могли укрыться со своими отарами во время непогоды или на ночь. В качестве примера рассмотрим икону Рождества, созданную в средиземноморском регионе.
В более позднее время в России под влиянием западноевропейских гравюр и картин стали тоже появляться трактовки яслей как постройки. Посмотрите на эту бумажную иконку, созданную в 1892 году:
Заключительная часть цикла статей будет опубликована 8 января; в ней мы поговорим о том, кто присутствовал при рождении Христа и как эти персонажи изображались.