Найти тему
Государственный Эрмитаж

Образы Рождества в поэзии и живописи. Часть II

В Государственном Эрмитаже хранится более ста произведений изобразительного искусства (картины, иконы, гравюры, рисунки), посвящённых Рождеству Христову. В специальном цикле статей мы анализируем различные традиции изображения сцены Рождества и её главных героев на примере экспонатов Эрмитажа и сквозь призму рождественских стихотворений Иосифа Бродского.

В предыдущем материале, который был опубликован 6 января в 12:00, вы узнали, как у поэта родилась идея создания цикла стихотворений о Рождестве и как с течением времени менялось восприятие и, следовательно, образы волхвов. В этой статье мы поговорим о том, как изображалось место рождения Христа.

Пещера

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

24 декабря 1987 года

Не важно, что было вокруг, и не важно,

о чем там пурга завывала протяжно,

что тесно им было в пастушьей квартире,

что места другого им не было в мире.

25 декабря 1990 года

После прочтения этих двух отрывков друг за другом возникает законный вопрос: почему поэт «путается в показаниях»? То Младенец родился в пещере посреди пустыни, то откуда-то берётся пастушья квартира, где Святому Семейству было тесно. Всем же известно, что Христос родился в яслях —только вот что такое «ясли»?

На самом деле Бродского нельзя обвинить в некомпетентности, поскольку есть несколько ответов на этот вопрос. В первую очередь, обратимся к первоисточникам. Канонические тексты Евангелия не говорят о пещере прямо. О том, что Иисус Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк. 2:4-7) и Матфей (Мф. 2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру. Только Лука косвенно указывает на неё, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Слово «ясли» (греческое φάτνη) указывает не на детскую колыбель, а на кормушку для скота, в которую был положен родившийся Младенец за неимением другого, более достойного места. В рассказе о поклонении пастухов дважды упоминается Младенец, лежащий в яслях (Лк. 2:12,16). Возможно, то, что Бродский назвал «пастушьей квартирой», было хлевом, строением, где располагались на ночёвку пастухи и их скот —гравёр Генрих Эйкман как раз изобразил такое пространство.

Генрих Эйкман.«Рождество Христа», конец XIX - начало ХХ веков. Государственный Эрмитаж
Генрих Эйкман.«Рождество Христа», конец XIX - начало ХХ веков. Государственный Эрмитаж

А вот южнонемецкий художник конца XV века вообще делает эту постройку каменной, да ещё с арками и колоннами.

Неизвестный южнонемецкий художник. «Рождество Христово», конец XV века. Государственный Эрмитаж
Неизвестный южнонемецкий художник. «Рождество Христово», конец XV века. Государственный Эрмитаж

В целом на картинах и гравюрах западноевропейских мастеров мы чаще всего видим не пещеру, а именно какую-то постройку, иногда более или менее напоминающую руины —как на гравюре Альбрехта Дюрера, где хлев даже без крыши.

Альбрехт Дюрер. «Рождество». Из сюиты «Малые Страсти Христовы», около 1510 года. Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Рождество». Из сюиты «Малые Страсти Христовы», около 1510 года. Государственный Эрмитаж

Интересный пример представляет собой керамический алтарь, созданный в технике майолики. В нижней, большей части, представлена масштабная сцена Рождества: там мастер также изобразил ветхий хлев, но в окружении скал. Эти скалы должны преодолеть пастухи, ведомые ангелами, чтобы поклониться Младенцу Христу. Полюбоваться этим произведением искусства Ренессанса можно в зале 210 Старого Эрмитажа.

Бенедетто Бульони (?). Алтарь с изображением Рождества (в нижней части) и святого Роха, конец XV - начало XVI веков. Государственный Эрмитаж
Бенедетто Бульони (?). Алтарь с изображением Рождества (в нижней части) и святого Роха, конец XV - начало XVI веков. Государственный Эрмитаж

На православных иконах, как русских, так и, например, греческих, никаких построек нет ― сцена Рождества изображена в пещере. Это отражает другу точку зрения на место рождения Христа: палестинским пастухам часто служили хлевом пещеры, где они могли укрыться со своими отарами во время непогоды или на ночь. В качестве примера рассмотрим икону Рождества, созданную в средиземноморском регионе.

Икона Рождества Христова. Средиземноморский регион, вторая половина XV века. Государственный Эрмитаж
Икона Рождества Христова. Средиземноморский регион, вторая половина XV века. Государственный Эрмитаж

В более позднее время в России под влиянием западноевропейских гравюр и картин стали тоже появляться трактовки яслей как постройки. Посмотрите на эту бумажную иконку, созданную в 1892 году:

Икона Рождества Христова. Хромолитография Е. И. Фесенко, 1892 год. Государственный Эрмитаж
Икона Рождества Христова. Хромолитография Е. И. Фесенко, 1892 год. Государственный Эрмитаж

Заключительная часть цикла статей будет опубликована 8 января; в ней мы поговорим о том, кто присутствовал при рождении Христа и как эти персонажи изображались.