David Cross, Robert Fripp - Starless Starlight (2015)
Я не смогу объяснить вам, почему это гениально. Тут слова уже бессильны. Просто поверьте, если не понимаете: это так. Если понимаете, обнимаю и жму руку.
Как было сказано на одном из музыкальных форумов:"Что тут скажешь? Два гения импровизируют на тему одной из лучших песен, написанных в истории человечества. Им можно".
David Cross & Robert Fripp - Starless Starlight (2015)Progressive Rock
Роберт Фрипп - выдающийся британский рок-музыкант, гитарист, композитор, музыкальный деятель, педагог. Один из основателей и постоянный участник рок-группы «King Crimson», автор оригинального гитарного строя и собственной техники игры медиатором на гитаре. Его творчество, охватывающее четыре с лишним десятка лет, шедерально
Один из наиболее уважаемых и влиятельных гитаристов в мире. Включен журналом Classic Rock в список величайших гитаристов всех времен. Женат на Тойе Уиллкокс.
Дэвид Кросс - британский скрипач (играет на электроскрипке), известный участием в 1970-х годах в группе прогрессивного рока King Crimson. В частности, он участвовал в записи альбомов Larks' Tongues in Aspic, Starless and Bible Black и Red. Кроме того, он играет на клавишных и меллотроне.
- David Cross / violin
- Robert Fripp / guitar
Список композиций:
01 – Беззвездные циклы звездного света
02 – В тени
03 – Сияние и падение
04 – Беззвездная тема
05 – Одна за другой гасли звезды
06 – Страх перед звездным светом
07 – Звездное трио
08 – Уверенный в темноте
Проект "Starless Starlight" - продолжение истории одной мелодии, рожденной из репетиционных импровизаций David Cross и Robert Fripp, которые превратились в знаменитую песню "Starless".
Оба автора песни, вместе сопродюсером, гитаристом и клавишником
Tony Lowe, перепотрошили и разорвали мелодию, потом снова склеили
и добились её отдаленного присутствия на каждом треке. Конечным результатом стало 56-минутное обратное, почти непрерывное путешествие по неземным гипнотическим ландшафтам, искрящихся от снегопада, оседающего на увядающую осеннюю равнину. Эфирная звуковая панорама Robert Fripp полностью зависает в небесном пространстве, а сквозь её пасмурность пробивается мечтательная нервная скрипка David Cross.
Время от времени, музыка достигает вселенских вершин, усиливая акценты нью-эйдж, сдержанности которых, оказалось вполне достаточно, чтобы поднять содержание диска намного выше любого поверхностного "блаженства" мейнстрима. Горько-сладкая природа пластинки, спускаясь
в мрачные глубины человеческой истории, быстро возвращается
в легкость бытия, а знаменитая мелодия "Starless" то выглядывает,
то исчезает или вовсе разделяет альбом на интуитивные промежутки времени. David Cross, добавляя слой за слоем шелковистые томные тона электрических струн, торжествует над прохладными синтезаторами, но его скрипка больше тянется к плавно вращающимся гитарным аккордам Tony Lowe и к прозрачным переливам меллотрона (фрипптроник) Robert Fripp,
три музыканта создают заманчивую серию мечтательных фантазий, мигрируя из нечетко мерцающих миражей в тоскливое медитативное состояние. Чтобы не затрагивать щепетильность твердых пуристов, я предлагаю не сравнивать данный проект ни с одним малиновым
альбомом, этот фолиант адаптированных импровизаций всего лишь
подтверждает, что для дуэта Cross & Fripp нет ничего невозможного.
"Starless Starlight" украшен грустной и нежной цветовой гаммой, где старые корифеи попадают в легкий тонус современных постановок, так что упорное желание фанатов оставить музыкантов на вверенной им малиновой территории, в данном случае, кажется совершенно бредовой.
Длинный первый трек "Starless Starlight Loop" начинается с манифеста
David Cross, его пронзительная трехминутная скрипичная импровизация плывет на фоне петлевых ревербераций меллотрона и синтезатора, их туманность, медленно, но верно, принимает знаковую форму "Starless",
затем создается напряженное камерное пространство, в котором парящие слои скрипки попадают в эмбиентную текстуру, готовую оставить свою тональность для второй вариации "In the Shadow". Но музыканты не довольствуются простым повторением беззвездной темы, а впрыскивают
в пьесу восточные тона и вышивают внутри неё мрачно-туманные петлевые гудения, окруженные басовым дроном. Прежде чем мутные тени начинают отступать, по ним начинают скользить полупрозрачные лучи третьей пьесы "Shine And Fall", из электрических мерцаний проявляются очертания знакомой мелодии, которую растягивает гитарная партия, она вызывает тяжелый гул синтезаторов, заставляющих мелодию вернуться к начальному деликатному вступлению.
Полное появление основной темы осуществляется только на четвертом треке "Starless Theme", куда возвращается та же самая меллотронная
партия из оригинала 1974 года, мелодия ненадолго выбивается вперед
и превращается в современную классику, этот отрезок сентиментальной меланхолии действительно хорошо срабатывает, но в нем отсутствует квинтэссенция, которая служила осью знаменитой песни, поэтому дополнительный звуковой орнамент начинает вращаться вокруг новой концепции, где скрипичные струны плетут совершенную новую эмбиентную паутину. Пятую картину "One By One, The Stars Were Going Out" раскрашивают густые струны, их готическое звучание глубоко исследует собственные и органные петлевые семплы, а чуть позже, скрипка добавляет треть аккорда и образует смещенные трезвучия, которые в двух местах превращаются в фа-мажор.
Мрачность композиции "Fear of Starlight" основана на двух басовых нотах,
они повторяют низкий гул трека "In The Shadow", где Robert Fripp выставляет
вперед свои известные меллотронные навыки, умело вплетенные в медленный фон основного звукового ландшафта, очередной намек на основную мелодию, предлагает небесную органную панораму, которая скручивается в пронзительный звук, отражающий воздействия яркого "звездного света". Самый длинный трек "Starlight Trio" растворяет главный лейтмотив с помощью эмоциональных скрипичных струн, в данном случае Cross расставляет блюзовые акценты, вылетающие из вольера агрессивных импровизаций, а торжественная гитара Robert Fpipp старается затянуть мелодию на собственную территорию. Финишная вариация "Sure Of The
Dark" снижает эмоциональный напор пластинки, но продолжает плыть в общей мрачной атмосфере, признаки "Starless" украшаются космическим звучанием, стараясь войти в различные трансформации, оставляя
после себя финальную недосказанность, обращенную в вечность