Найти тему

Единороги, уносящие память, и благословление жизни

Давно меня просили написать о романе Х.Мураками "Страна Чудес без тормозов и Конец света", но именно он у меня не был читан, несмотря на мою любовь к творчеству японского мастера. Самое лучшее время для такой волшебной прозы -- рождественские дни, и прочитав, я погрузилась в долгое размышление, потому что (ну, как всегда) обнаружила, что само настроение романа, особенно, его медлительная и отстраненная от всего суетного часть, касающаяся Города, завязшего в очень странном Конце света, схожа с моим теперешним умонастроением.

Сам Мураками пишет в предисловии к роману:

"Существует ли душа? Конечна она или бесконечна? Исчезает она с нашей смертью – или все-таки переживает смерть и как-то существует дальше? Ответов на эти вопросы у меня нет – да и у Чехова, видимо, не было. Я лишь знаю наверняка, что у нас есть сознание. Оно существует внутри нашего тела. А снаружи этого тела существует совсем другой мир. Мы живем в постоянной зависимости как от внутреннего сознания, так и от внешнего мира. И эта двойная зависимость то и дело заставляет нас болеть, страдать, ввергает нас в хаос и разрушает наше драгоценное «я».

Но я часто думаю: а разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь нельзя применить метафору двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две бесконечности?"

Роман был создан из двух самостоятельных произведений, которые переплела и соединила (очень удачным образом) идея возможности погружения в собственное сознание, собственную суть личности, если можно так сказать -- главную личную метафору человека, его потаенный образ. Для главного героя таким скрытым в ядре сознания образом стал -- Конец света. Почему, отчего его сознание построило именно такую альтернативную реальность, неизвестно. Но сама идея странствия по недрам своего очень глубоко спрятанного центра сознания (если угодно, души), на мой взгляд, очень интересна!

Реальная жизнь главного героя романа проста и непритязательна, в ней обычно все, кроме необычной и опасной профессии. Герой, имя которого мы так и не узнаем -- нейроконвертор. Он пропускает сквозь собственный измененный специальной операцией мозг информацию и шифрует её, раскрыть такой шифр невозможно, так как он спрятан на определенном уровне сознания одного человека, причем пароль от этого уровня не знает даже сам конвертор. Информация предназначается для непонятной, но государственной корпорации -- Системы, которой противостоит подпольная мафиозная организация Фабрика (тоже заинтересованная в деятельности конверторов). Самое тяжелое и страшное задание, которым может заниматься нейроконвертор -- это шаффлинг, то есть работа по конвертации с разделенными полушариями, несогласованными между собой.

Имен, кстати, не имеют и другие герои романа, вернее, имена им заменяют те "названия", которые дает герой -- Профессор, библиотекарша, толстушка в розовом и пр. Определения по какому-то признаку и становятся, по сути, именами. Это приближает повествование к форме притчи (вспомним фильм "Сталкер" Тарковского, Профессор, Писатель и пр., в Зоне всем нужны были особые определения).

Герой-конвертор встречается с Профессором, которой и сделал ему операцию, необходимую для деятельности. Ближе к концу романа раскрывается основной сюжетный узел -- из-за разрушительных действий Фабрики Профессор потерял возможность вернуть герою (единственному выжившему среди всех других оперированных) его уникальную возможность одновременно и безболезненно пребывать в обоих состояниях, мире реальном и мире Города. Третья цепь его сознания. отвечающая за мир Города навеки отделена от первых двух (реального мира). Конвертору грозит навсегда остаться в собственном сознании, умерев в реальности.

Город внутреннего мира, обнесенный высокой стеной, почему он так элегически печален, холоден, почему он близится к Концу света, и почему из него нет выхода? В нем нет насилия и зависти, злобы и жестокости, это Город покоя. Неужели внутреннее подсознание героя нуждается в полном Покое без какого-либо Света (почти булгаковкая тема)? На все эти вопросы нет ответа, мы можем лишь предполагать, строить свою смысловую концепцию.

Самый удивительный образ в мире Города -- это животные с золотой шерстью, ярко-синими глазами и единственным белоснежным рогом, прекрасные единороги, которые безмолвно и безропотно погибают после прихода зимы, становясь источником магических черепов в которые заточается Память, личности людей, оставшихся в Городе навсегда. Пожалуй, они сами и их черепа -- главный источник внутреннего света, духовного озаренияв этом мире. Но каждую зиму Город наполняет тяжелый мертвый дым -- Страж и плененные тени сжигают умерших единорогов.

Единороги в христианском искусстве символически обозначали существ сакральных (иногда это был образ самого Христа), спасающих и одухотворяющих. Приручить единорога по преданиям могла лишь дева, на композициях с девой и единорогом дама символизирует по некоторыи толкованиям Мировую душу (или Деву Марию), которая познает себя, через соединение с божественной Истиной (единорог).

Гобелен "Дама с единорогом".  Из открытых источников.
Гобелен "Дама с единорогом". Из открытых источников.

Поэтому образ единорогов так важен, в глубинах сознании героя-конвертора они становятся одновременно и жертвой и спасителями для всех, пришедших в Город.

Странно, что в собственном скрытом мире герой не может быт свободным, он живет по диктуемым ему условиям, а кто их ставит? Вероятно, проекции тех людей, которых он встречал в реальности. Или собственное сознание, та самая "персона", которая отвечает за презентацию личности в социуме? Трудно понять.

В Городе, переживающем непрерывный и неменяющийся "Конец света" у главного героя отнимают его тень. Если тень не отделить и не "отрезать" человек не может жить в Городе. Человека разделяют с его тенью и несчастную отправляют в бараки, на общественные работы, которыми руководит Страж Города (может быть, образ собственного страха перед скрытым подсознанием?). Там тени постепенно чахнут, хозяин от них отвыкает и после "отрезания" тень погибает, а её человек становится полноправным жителем Города. Что же это за тени?

В романе Мураками тень антропоморфна, по крайней мере, она имеет внешность человека, мерзнет, голодает и тоскует. Но, конечно, сразу вспоминаются понятия, введенные Г.Юнгом "тень" и "персона", где персона -- это представляемая обществу одобряемая самим человеком конструкция его личности, а тень -- это скрытое подсознательное альтер-эго, которое может быть неведомо даже самому носителю. Классическое восприятие тени соотносит её с отрицательными, подавляемыми сознанием подводными течениями человеческого сознания, но, например, в экзистенциальной философии Тень становится чем-то вроде подлинной сути человека, в отличие о Персоны -- "маски", недостоверности.

Тень главного героя считает его внутренний Город -- "уродским Городом", практически местом заключения, где ничего не меняется и ничего не происходит. Тень ищет пути побега, стараясь успеть спасти своего хозяина и воссоединиться с ним в старом, "настоящем" мире. Так чего же хочет подсознание героя, его подлинная суть? И кто в данном случает его тень -- подлинное или враждебное? Наверное, в этом случае соединяется и то, и другое.

Тень обычно вытесняется в бесознательное, но здесь мы видим, что тень героя, с которой он встретился лицом к лицу, пытается "спасти" его из мира, им же созданного. Юнгианская проекция тени онтологически враждебна человеку, склоняет его в чуждое ему пространство. Можно предположить, что в романе мир Конца света более подходит герою сущностно, онтологически, он справедливо замечает своей тени (по которой все же очень тоскует), что это мир им созданный, и он несет за него ответственность. А мир реальной жизни, как раз таки становится миром снов, которые он, как новичок в Городе "читает" через черепа магических единорогов, которые хранят память приходящих в город людей.

В мире Конца света с помощью чтения Снов по черепам единорогов герой неимоверными усилиями воссоздает свою личность, но потом отказывается от неё, потому что в нем сформировалась новая личность, личность его собственного Города, освещенная ( и даже освященная) сиянием золотой шерсти.

В реальном мире герой преодолевает все препятствия в поисках ответов на свои вопросы. Он избегает смерти от мерзких жаббервогов и страшных пиявок в темных подземных туннелях, которые похожи на подсознание реального мира, который живет обычной жизнью наверху и знать на знает. об ужасах глубин. Он приходит к Профессору и узнает тайну своей операции и свой смертный приговор в реальном мире. Узнает и смиряется с ним.

С миром Конца света все гораздо сложнее. В течение всего романа герой-конвертор испытывает желание покинуть Город, вернуться к реальной жизни, но в конце романа он по доброй воле расстается со своей Тенью и отпускает её. Его альтер-эго ныряет в мистический омут, находящийся за пределами города и позволяющий вернуться в реальность. Один из самых интересных вопросов романа -- как может тень существовать самостоятельно без своего человека? Кто из них стал более "подлинной" сутью героя? И кем тень станет в реальном мире (если ныряние в омут не гибель)?

Перед самой гибелью в одном из миров, конвертор соединяет в себе обе вселенные, как зеркала, направленные друг на друга, да, потом реальный мир исчезнет, но в этот момент, они сливаются в сознании героя в единую бесконечность.

Герой объясняет тени свой выбор, отпуская её: "– Ты можешь понять, что такое долг? – говорю я. – Не могу же я бросить мир, который я создал, и людей, которых породил, даже не спрашивая их согласия… Прости меня, если можешь. Я тебя подвел. И расставаться с тобой мне очень нелегко. Но я правда должен остаться. Здесь тоже мой мир. Эта Стена окружает меня самого, эта Река течет у меня внутри, а дым валит оттого, что я сжигаю себя своими руками…"

Отпустив Тень, герой идёт в таинственный Лес, где живут те, кто не смог отделить от себя тень. Кто они? Его собственные сомнения и страхи, несовершенные поступки и желания? Снег скрипит под его башмаками, а над его головой, над Стеной, ограждающей Город, пролетает большая белая птица. Словно отпущенная на волю душа.

Слова Алеши Карамазова, обращенные к Коле Красоткину, которые вспоминает герой, наслаждаясь пследними минутами в мире реальности, где Осенняя улитка медленно ползет по листу, тоже почти ключ к разгадке: «Послушайте, Коля, вы между прочим будете и очень несчастный человек в жизни. Но в целом все-таки благословите жизнь».

Мы можем быть несчастны в созданном нами мире, но все же благословляем его. И никогда не покинем, хотя зима опять близко, белый снег засыпает золотую тускнеющую шерсть, и прекрасные Единороги готовятся к смерти.

Друзья, пишите свои мысли, ставьте лайки, это очень поможет продвижению канала!