Когда я прочитала, что Марина Цветаева сдала своих детей в приют, я подумала о своей бабушке. Ее тоже сдали в приют примерно в три года, десятью годами позже, чем Цветаева, - в начале 1930х. Никто не знает, почему бабушка оказалась в приюте. О родителях и обстоятельствах ничего не известно. Известно только то, что как раз в эти годы (1931-1933) был голодомор.
Может быть, ее отдали в приют родители, чтобы спасти ей жизнь. Может, родители сами умерли от голода. Никакие записки или документы не сохранились.
Однако сохранились дневники Марины Цветаевой. В них женщина 26 лет рассказывает, что "их там хотя бы накормят". В ее доме нет еды. Она не хочет продавать вещи и идти на скучную работу. Можно ли ее осуждать? Ее наследием восхищаются миллионы. Оно могло бы сгинуть в пропасть, и сохранилось только благодаря старшей дочери, которая посвятила наследию матери всю жизнь.
В одно время с ней писали тысячи других талантливых поэтов, но о них ничего не известно. Миллионы интересуются только темами, что уже популярны. Даже сегодня миллионные просмотры только у тех, кто уже достиг миллионного рубежа. Массы интересуются теми, кого видно, потому что искать самородки специально массы никогда не станут. Они ждут, когда их вниманию представят "великую поэзию" или "успешного человека".
Марина Цветаева открыто писала, что не любила свою младшую дочь Ирину. Девочка умерла в приюте от голода в 3 года. Цветаева забрала оттуда старшую, но оставила младшую. Меняет ли этот факт ваше отношение к ее творчеству?
Изменится ли ваше отношение к Эйнштейну, который тоже отдал своего первого ребенка в приют?
Знали ли вы, что Жан-Жак Руссо сдал пятерых своих детей в приют, сразу после рождения, одного за другим? В своих дневниках он писал, что они мешали ему работать. Он также раскаивался в поздние годы о том, что даже не запоминал ни дату рождения, ни пол ребенка. Основная работа Ж.-Ж. Руссо - «Эмиль, или О воспитании» - роман-трактат об искусстве обучения детей, где он подробно описывает преимущества грудного вскармливания, как обращаться с ребенком в младенчестве, какие дети от природы добрые и как воспитать достойного человека. Все пятеро его собственных детей с большой долей вероятности умерли в приюте еще в младенчестве. Условия в 18 веке были еще хуже, чем во времена Цветаевой.
Википедия пишет, что "автор считал этот трактат лучшим и самым важным из всех своих сочинений." Современники цитируют Руссо как "виднейшего представителя сентиментализма", а его работу называют "величайшим педагогическим трактатом, который содержит размышления и наблюдения автора о важности получения хорошего воспитания"
Почему именно его труды считаются великими сегодня? Кстати, Екатерина II запретила ввоз его книги в Россию, а весь тираж книги сожгли еще тогда в Париже, Амстердаме, Женеве. Книга была внесена в список запрещенных (по причине открытой критики церкви).
Потом кто-то решил сделать ее "великой". Миллионы поверили и стали цитировать человека, который назвал себя экспертом в воспитании детей, прежде избавившись от собственных детей, чтобы не мешали широко мыслить.
Мало что изменилось с 18 века. Сегодня эксперты разного калибра - "нано", "микро", "макро" инфлюенсеры - так же пытаются убедить миллионы, что знают, что такое "успех", и поэтому могут его продать. И еще вас научить продавать "успех" за дорого!
Мало что изменилось... люди верят аккаунтам с миллионами подписчиков, выбирают видео с миллионами просмотров, ищут "звездных" коучей с тысячами отзывов, не понимая, как их всех отличать друг от друга. Они похожи, как товары на Wildberries. Выбрать штаны или кастрюлю сегодня - реальная проблема, потому что можно бесконечно скроллить полотно из одинаковых штанов и кастрюль с одинаковым количеством одинаковых отзывов и разницей в цене в 5-7 рублей.
Популярным можно сделать что угодно - от Покемонов до Лабковского. В сознании обывателя ничего не задерживается, потому что новое популярное быстро сменяет прежнее популярное. Обыватель сегодня знает много всего, но ничего конкретного. В этом нет необходимости, потому что любая информация доступна по ссылке. Понимания, что информацию нечем обработать или отфильтровать, обывателю не достает. Он верит в то, что написано по ссылке, как в божьи заповеди.
Сколько "авторитетных" источников, которые по разным причинам стали популярными, уничтожило вашу собственную мысль?
Я очень много лет искала авторитетов, которые могли бы подтвердить, что я не сумасшедшая, что со мной все нормально, что есть еще другие люди, которые так же видят проблемы в обучении, образовании, самовоспитании. Я много раз вляпывалась в иллюзии, вылезти из которых - еще тяжелее, чем их создать. "Авторитеты" говорили мне, что то, что я делаю - никому не нужно, нежизнеспособно, и что люди не хотят учиться, развиваться, прикладывать усилия, а "твой высокий уровень - курам на смех. Один бокал виски, и все проблемы коммуникации решены! Все друг друга поняли!" Что делать тем, кто не пьет виски, они не уточняли, потому что в принципе не видели, что существуют и другие люди, которым нужно чуть больше, чем то, что дают. Что поделать, задачи у них такие, для которых экзамена в средней школе недостаточно.
Мне все время напоминали, что "на этом не заработаешь", потому что людей, которым невозможно продать то, что хотят миллионы - ничтожно мало. Если они - моя аудитория, то и заработать можно столько же.
Миллионы хотят волшебного пинка, и чтобы одного его было достаточно, что и продается сегодня на рынке "экспертов", которые долго-долго прогревают, долго догоняют, чтобы все же продать, и на следующий день улетают на Мальдивы. Пинок ваш, дальше вы сами!
Миллионы хотят "самый лучший способ быстро выучить английский", что успешно продается везде и всегда начинается с одной и той же фразы: "Учишь английский много лет, и до сих пор не говоришь?". И это работает... потому что человек, который суетится - "тут попробую, там поучусь, тут посмотрю" - есть среднестатистическое олицетворение "миллионов", которые ждут авторитетных решений и популярных шоу, так и не решаясь вкусить смысл дисциплины и собственного труда.
Что если авторитеты были мнимые, а похороненные вами под их натиском мысли имели силу и здравое зерно?
Подписывайтесь на мой телеграм здесь и здесь.
Если вы ищете пространство для самостоятельной практики английского языка, где есть упорядоченная система творческих упражнений для студентов с высоким уровнем английского, живая обратная связь, и люди, которые уже давно занимаются и делятся своими результатами, присоединяйтесь к Native-Like Fluency. The Community of Practice. Здесь вы найдете упражнения для целенаправленной практики и развития речи и когнитивных навыков на английском языке. Подать заявку можно здесь.
#natalia tokar #native-like fluency #наталья токарь #английский язык