Бои на подступах к Москве в сентябре 1941 года еще не начались. Стороны подтягивали резервы. В том числе, в Сталинградской области формировалась 4-я танковая бригада Катукова.
Жители Москвы почувствовали войну уже 22 июля 1941 года. В этот день прошла первая бомбардировка столицы.
- Вы бомбили Англию. Над Москвой будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные. Они не располагают прожекторами, аэростатами и ночными истребителями - убеждали немецких летчиков их пропагандисты
Но все у советских ПВО было. И аэростаты тоже. Их поднимали на высоту 2000-2500 метров. А тандемы из двух аэростатов на высоту 4000-4500 метров. Опасаясь тросов аэростатов немецкие бомбардировщики взлетали выше. И соответственно точность бомбометания была слабая.
Но все таки бомбы падали. И даже на территорию Кремля упало 6 зажигательных и 1 фугасная бомба.
Зато у Никитских ворот упала бомба весом в 1000 кг. Образовалась воронка глубиной 12 метров, диаметром 32 метра.
- За время ВОВ на Москву совершено 134 налёта. Сброшено 1 526 фугасных и 45 000 зажигательных бомб.
Советское командование понимало, что за авианалетами начнется наземное наступление. Его ждали по шоссе Смоленск-Ярцево-Вязьма. Но немцы перебросили из под Ленинграда 4-ю танковую группу Гёпнера. К двум танковым группам Гота и Гудериана на центральном направлении. И ударили в других местах.
19 сентября операция по захвату Москвы получила название "Тайфун".
30 сентября танковая группа Гудериана атаковала южнее Брянска, в направлении на Орёл.
Наступление развивалось успешно, танки Гудериана вышли во фланг советским 3-й и 13-й армиям под Брянском. Захватили Орел, двинулись к Туле.
Но тут советское командование сделало неожиданный ход. В Орле высадили авиадесант, а к нему на помощь подошла 4-я танковая бригада Катукова.
- Танковые бригады были веянием времени. Механизированные корпуса из 36 тысяч личного состава и 1 031 танка были разгромлены в приграничных боях. Их сменили более мобильные бригады из 3 000 человек и 91 танка.
В боях под Орлом и Мценском танкисты Катукова применили тактику "танковых засад". Скрываясь в складках местности открывали огонь по колоннам противника с убийственных 200-300 метров. Били по передовым и замыкающим машинам, создавая затор.
В бригаде Катукова служил знаменитый советский танковый ас Дмитрий Фёдорович Лавриненко - уничтожил 52 вражеских танка.
Грамотные действия десантников и танкистов Катукова позволили остановить вспомогательный удар.
Но главный удар наносился по сторонам от шоссе Смоленск-Вязьма. А не на самом шоссе. Уже 4 октября 1941 года сложилась угроза окружения советских войск на западном направлении.
- В эти часы на Восточном фронте происходят грандиозные события. Уже 48 часов ведется новая операция гигантских масштабов. Она приведет к окончательному уничтожению врага на Востоке - из выступления в те дни Адольфа Гитлера
Советским войскам пришлось тяжело. Попали в окружение под Брянском и Вязьмой. Это были армии Брянского фронта Ерёменко, Западного фронта Ивана Конева и Резервного фронта Семёна Будёного.
- Особенно свирепствует авиация. Она совершает систематические налеты группами по 20-25 самолетов. Все оставшиеся стали какими-то очумелыми - из донесения штаба 43-й армии
Перед немцами больше не было больших частей. Но неожиданно их передовые подвижные части на мосту через реку Угру смогла задержать группа диверсантов-парашютистов Старчака. Из 430 парашютистов в живых осталось только 29.
Но немцы находились на расстоянии 180 километров от Москвы. Из Ленинграда вызвали Г.К.Жукова:
- Фронта обороны на западном направлении фактически уже нет, образовалась ничем не заполненная большая брешь, которую нечем было закрыть, так как никаких резервов нет. Все пути, на Москву, по существу, открыты
Решили обороняться на Можайской оборонительной линии противотанковой направленности в 120 километрах от Москвы. Длина линии - 250 километров. По периметру - противотанковый ров.
На Можайской линии остановили передовую моторизованную дивизию СС «Рейх». Немцы, усиливая ударную группировку 13 октября захватили Калугу, 16 октября Боровск. Советские части откатились к рекам Нара и Протва.
- Последние бои за овладение русскими позициями были самыми ожесточенными за весь период кампании в России. Потери в танках с начала операции до середины октября сильно возросли - из сводок немецкого командования
Советское командование опасаясь худшего провело минирование всех шоссейных дорог, ведущих к Москве. Поставили 150 минных полей. Устраивали лесные завалы, общая площадь которых составила 53 185 га.
- Но главное, что окруженные советские войска в 580 тысяч бойцов не сдавались. 130 000 из них погибли. 85 000 смогли пробиться к своим. Оттянули 24 вражеские дивизии.
Из Брянского котла вывезли командующего Брянским фронтом Ерёменко.
В окружении погибли генерал-майоры М.П.Петров и К.И.Ракутин. В плен попали генерал-майор С.В.Вишневский, генерал-лейтенанты Ф.А.Ершаков и М.Ф.Лукин.
К 15 октября немецкое наступление выдохлось. Несмотря на это в Москве началась паника - население покидает её. Остановить панику удалось только активными действиями Московского обкома ВКП(б) во главе с 1-м секретарем Александром Сергеевичем Щербаковым.
4 ноября вышел приказ:
- За невыполнение приказа об обороне города Руза самовольный отвод с занимаемых позиций командира дивизии Герасимова комиссара Шабалова расстрелять
В войсках начали наводить порядок. Тыловики начали активно помогать фронту. На 5 ноября добровольные пожертвования москвичей в фонд обороны составили:
- 80 миллионов рублей
- 8 кг золота
- 370 кг серебра
- 1410 граммов платины
Советские войска активно готовились к обороне, а затем к наступлению. В толщине снега более 1 метра саперы выкопали рокадные дороги, боковые спуски которых составляли 2-3 метра высоты. В них даже самолеты-разведчики не могли заметить движущуюся технику.
В середине ноября немцы возобновили наступление. Но не смогли достичь успеха. Максимум - моторизованная группа достигла Химок (8 километров от Москвы). Уничтожена.
Пока шли бои советское командование готовило контрудар. С севера от Москвы на Солнечногорск, с юга на Сталиногорск (Новомосковск). Также резервные части усилили московское направление.
29 ноября Сталин отдал приказ о контрударе. Немцы даже 4 декабря не догадывались о советском контрударе. 5 декабря оно началось и успешно развивалось.
- Все больше и больше солдат пробивалось на запад без оружия, ведя на веревке теленка, или таща санки с мешками картошки. Солдат, погибавших в ходе бомбежек больше никто не хоронил - генерал вермахта Фердинанд Шааль
Отступление было всеобщим:
- Я приказываю, что любой отход может быть произведен с разрешения командующего армией, а отступление соединений от дивизий и выше - только с моего разрешения - командующий группы армий «Центр» Фёдор фон Бок
Стояли трескучие морозы, которые не добавляли оптимизма немецким солдатам. Немцев отбросили на 120-150 километров от Москвы.
За поражение сняли с должности командующего сухопутными войсками Браухича. Командование принял сам Гитлер. Вместо фон Бока назначили Гюнтера фон Клюге. Лишился своей должности Гудериан. Со службы без пенсии уволили Гёпнера.
Советское наступление продолжалось и мело целью освобождение Вязьмы. Но там оказались окруженными две советские армии, которые были разгромлены.
- Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую: прекратить преступные атаки в лоб населенного пункта; прекратить атаки в лоб на высоты с хорошим обстрелом; наступать только по оврагам, лесам, и мало обстреливаемой местности - Г.К.Жуков
Советское контрнаступление прекратилось только в апреле 1942 года.
Под Москвой немцы потеряли 500 000 человек, 1300 танков, 2500 орудий. Для сравнения: немцы в Польской кампании потеряли 44 тысяч человек, во Франции 154 тысячи человек.