Под таким названием опубликовал статью на портале Байцзяхао военный телекомментатор Бао Мин (1,82 млн. подписчиков).
Он пишет, что военное сотрудничество между Россией и Северной Кореей стремительно развивалось в 2023 году. Россия даже пригласила КНДР принять участие в совместных российско-китайских военных учениях.
Почему не состоялись учения
Бао Мин отмечает, что в 2023 году совместные учения не состоялись, и некоторые эксперты полагают, что это отражает политику Китая по сохранению определенной дистанции от военного сотрудничества с Россией и Северной Кореей.
По словам телекомментатора, в отличие от США Китай не обращается властно с дружественными странами, и подписанный в 1961 году с Северной Кореей Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи основан на равенстве. Договор действует до сих пор, что подтверждается соответствующими заявлениями МИД КНР.
В последние годы Северная Корея часто проводит пуски новых стратегических ракет. Учитывая всего 20-млн население и малый ВВП страны, можно только удивляться таким достижениям КНДР. Поэтому многие гадают, не оказывают ли Китай и Россия техническую поддержку Северной Корее.
Среди этих трех стран Китай как страна с самым большим населением, самыми развитыми наукой и технологиями, больше всего подозревается в оказании такой помощи, при этом Китай в действительности не намерен продвигать идею трехстороннего военного союза с Россией и Северной Кореей, пишет Бао Мин.
Условия военного союза Китая с Северной Кореей
Статья 2 Договора о дружбе КНР-КНДР предусматривает, что стороны обязуются совместно принимать все меры для предотвращения агрессии третьей страны против любой из договаривающихся сторон. Если одна из сторон договора подвергнется вооруженному нападению со стороны какой-либо страны или группы стран и, следовательно, окажется в состоянии войны, другая сторона договора незамедлительно сделает все возможное для оказания военной и иной помощи.
У Китая нет намерения вовлечь Россию в альянс трех стран, тем более механизм многонационального военного союза гораздо сложнее, чем у двустороннего альянса.
Нюансы военных союзов США в Азии
США подписали договоры о военном союзе со многими странами, причем конкретное содержание этих договоров различно.
Например, НАТО реализует договор о коллективной обороне: нападение любой страны НАТО вызовет общий военный ответ всех стран-членов НАТО. Но то, что Соединенные Штаты подписали с Южной Кореей, Японией или Филиппинами, является двусторонними военными договорами. Если Филиппины начнут войну с Китаем, США должны вступить в войну на основании договора, а вот у Японии и Южной Кореи нет такого обязательства. Поэтому Соединенные Штаты сейчас стараются создать новый трехсторонний союз США-Япония-Южная Корея, при этом Америка тогда получит право участвовать в военных действиях без разрешения Конгресса.
Никоим образом не нарушать «политику 28 иероглифов»
Если Китай, Россия и Северная Корея подпишут договор о коллективной безопасности, то Китай и Северная Корея будут обязаны помогать России в военных действиях на У-не, вплоть до отправки туда своих войск. Понятно, что это не соответствует исконным интересам Китая и Северной Кореи, подмечает Бао Мин.
В настоящее время КНДР и Южная Корея сохраняют высокую возможность военного противостояния, однако, несмотря на многократные запуски северокорейских ракет, американцы не производят масштабного наращивания своего военного присутствия на Корейском полуострове. Из этого следует, что немедленный военный конфликт здесь неактуален, и Китаю нет необходимости дополнительно демонстрировать наличие стратегического сотрудничества с КНДР.
При этом Бао Мин ссылается на верность Китая «политике 28 иероглифов», провозглашенной Дэн Сяопином в 1989 году, которая удерживает Пекин от новых военных союзов (содержание политики 28 иероглифов: «добиваться результатов, хладнокровно наблюдая, оставаясь на своей позиции, спокойно реагируя, скрывая способности в ожидании своего часа, преуспевая в непритязательности, никоим образом не высовываясь», - прим. автора).
Чужие беды
По словам Бао Мина, некоторые говорят, что в этом случае у Китая не будет друзей, но известно ли, как тяжело быть «хозяином»? Придется расчищать чужие беды.
С другой стороны, заключает китайский эксперт, когда США и западные страны пошли единым фронтом против России, с ней остался Китай, который формально не стал союзником, но проявляет себя лучше, чем союзник. Разве такие отношения по своей сути не являются союзом?
На связи!