Крушение мировой сисемы социализма и последовавший за этим развал Советского Союза стали ключевыми событиями в жизни целого поколения советских людей. И не только советских: это также круто изменило жизни граждан всех стран Социалистического Содружества, или, как их тогда называли, «стран народной демократии». Перемены, надо сказать, были отнюдь не всегда к лучшему. Другое дело, что все мы в то время были в той или иной степени наивны и судили о капитализме по красивым иностранным фильмам. По большому счёту, не ценили то, что имели. Мощную социалистическую систему социальной защиты считали чем-то само-собой разумеющимся: тем, что останется с нами в любом случае. А капитализм мог бы просто добавить в нашу жизнь ярких красок.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что первая серьёзная трещина, которую в итоге так и не удалось зацементировать, пошла по социалистическому зданию в 1980 году и связана она с активизацией деятельности польского профсоюза «Солидарность» во главе с небезызвестным Лехом Валенсой. Конечно, те или иные проблемы возникали в соцстранах и ранее, но именно «Солидарность» можно сравнить с тем снежным комом, который покатился с горы со всё большей скоростью. Валенса трудился электриком на Гданьской судоверфи. Соответственно, именно эта судостроительная компания и стала центром протестов в Польше. В то время мир облетели репортажи с кадрами, когда добрый десяток тысяч работников судоверфи во главе с Валенсой протестуют со вскинутыми вверх сжатыми кулаками. Зрелище было непривычным для социалистических стран и тем особенно впечатляло.
С высоты прошедшего времени напрашивается вопрос к протестующим: а чего хотели-то? Чего хотел сам Валенса — понятно. Бывший электрик стал Нобелевским лауреатом, президентом Польши, награждён огромным количеством высоких наград самых разных стран мира, снискал себе лавры «разрушителя коммунизма», да и доходы у человека явно стали побольше, чем у электрика. В общем, власть, слава и деньги: всё в одном флаконе. А вот чего хотели остальные девять тысяч девятьсот девяность девять рабочих, стоявших плечом к плечу с Валенсой, понятно меньше. Возможно, разрушения собственного предприятия и перехода в статус безработных с последующей массовой эмиграцией? В таком случае их цель была успешно достигнута.
К 1980 году в Польше был создан один из крупнейших мировых судостроительных кластеров. Счёт построенных судов шёл на тысячи. Пресловутая Гданьская судоверфь им. В. И. Ленина была крупнейшей из всех судостроительных предприятий Польши. Разумеется, это стало возможным благодаря поддержке Советского Союза: наша страна являлась крупнейшим покупателем польских судов. Да и само создание такого предприятия стало возможным благодаря передаче Польше по итогам Второй Мировой войны двух немецких судоверфей: Schichau-Werft и Danziger Werft. После столь долгожданного приобщения к общеевропейским ценностям, в 1996 году последовало банкротство некогда передовой судоверфи с пятнадцатитысячным трудовым коллективом. После реструктуризации, проведённой Европейской комиссией, на месте бывшего производственного гиганта осталась пара тысяч человек, занимающихся производством вышек для ветряных турбин и прочих металлоконструкций.
В социалистическое время по всей Польше, помимо многочисленных судостроительных и судоремонтных предприятий, были построены производственные мощности, обеспечивающие потребности судостроения двигателями, насосами, компрессорами и прочим высокотехнологическим оборудованием. Стоит ли говорить о том, что в своём большинстве эти предприятия сейчас в лучшем случае представляют собой бледную тень былого величия, а многие — попросту закрылись. Ещё одно ведущее судостроительное предприятие Польши, Гдыньская судоверфь им. Парижской коммуны, обанкротилась и была закрыта в 2009 году. Так что хотя главная провозглашённая цель «Солидарности»: создание независимого от правительства профсоюза была достигнута, польскому судостроению это на пользу не пошло.
Нам несложно представить чувства польский рабочих, которые поколениями работали в судостроительной отрасли и в одночасье были уволены. В девяностых годах у нас были похожие процессы. И всё же разница есть: в нашей стране мало кто рвался в капитализм, нас просто поставили перед фактом. А польские слесари, электрики, сварщики не просто позволили идеям о прекрасном капиталистическом будущем овладеть собой, они стали активно за это будущее бороться. О чём они мечтали: чтобы зарплаты многократно увеличились, их суда стали покупать в Германии, Японии и США за твёрдую валюту? Чтобы стены их производственных цехов вдруг окрасились в золотой цвет, а они сами стали ездить на спортивных автомобилях с откидным верхом? Формула «мечтать не вредно» в данном случае не сработала.