Есть мнение, что никакого «мы» нет. Никто из ратующих за Россию ничего и никогда не выиграет в этом конфликте. Хотя именно мы, – каждый лично – ощутит проблемы тем на чём сидит за монитором… То есть, если выигрывать, то никакого «мы» нет, а если проблемы, то «мы» сразу откуда-то появляется. Парадокс.
Это не новое мнение, – оно ещё в Первую Мировую широко дискутировалось. Почему, спрашивали тогда, рабочие и крестьяне должны умирать в окопах за какие-то проливы, которыми сами плавать всё равно не будут? Вопрос был хороший, правильный. Не найдя разумного ответа на него, рабочие и крестьяне разошлись по домам. И скоро их стало на 20 миллионов меньше.
Так себе идея оказалась.
В очередной раз зазвучало это мнение после крымских событий 2014. Сразу появились люди, недоуменно требующие объяснить, чему, собственно, все радуются? Кто и что рассчитывает получить? Дачу ему на полуострове дадут? Долю в туристическом бизнесе? Бесплатную путёвку? Или хотя бы дешевле будет? Нет. Только дороже. Цена будет высокой, и платить придётся каждому. Даже тем, кто на юг вообще не собирается.
Поскольку истинность замечаний была бесспорной, в ответ приходилось напоминать о фундаментальном законе мироздания: всё имеет цену. Получить что-то можно только заплатив. Так что, напрасно некоторые думают, будто, если просто попрыгать на площади, что-то там им дадут бесплатно. Платить всё равно придётся. Всем. И ещё непонятно…
Кстати, тут, по крайней мере, предчувствия не обманули. «Попрыгать» оказалось дорого.
...То есть, платить придётся без вариантов. И тем кто «за» и кто «против», кто «мы» и кто сам по себе. Вопрос, таким образом, лишь в том, чтобы хоть что-то за свои деньги получить.
Что получить?
Удовольствие. В любом случае, именно в эту валюту конвертируются все приобретения.
Выбор, вообще, невелик. Ты можешь причислять себя к «мы», и получать удовольствие, если присоединяются территории, куда тебе вовсе не надо, или там, куда вообще не попасть простому смертному, – на полюсе недоступности в Антарктиде – строится красивая база цветов государственного флага. А можешь не причислять. И тогда ты просто ничего не получишь ровно за те же деньги.
От этого не уйти. Даже если уехать, будет то же самое. Или за твои деньги поддерживают меньшинства, и ты получаешь глубокое моральное удовлетворение от восстановления социальной справедливости. Или ты сам – это самое меньшинство. Последнего же, понятно, никакие пособия уже не поправят. Сказали, «жертва», значит, теперь ты жертва. И, как таковая, должен страдать.
Поскольку же не уйти, в большинстве люди совершают единственно разумный выбор: относить себя к общности, принимая за это положенное вознаграждение. Как говорили в прошлом веке, чашка кофе – способ доставить удовольствие одному человеку, а удачно запущенная ракета (не такая, как сейчас; имелась ввиду ракета-носитель) доставляет удовольствие десяткам миллионов... И суть в том, что при пересчёте на лицо ракета обходится несравненно дешевле.
Противопоставление себя общности тоже имеет преимущества. Удовольствие можно получить и от того, что за твои деньги связь с межпланетной станцией потеряна. Но это, очевидно, худший способ. Плохо работает. Что установлено британскими учёными, вечно исследующими что-то странное и получающими сенсационные результаты. В частности, восстановление социальной справедливости, как оказалось, не делает представителей угнетённых меньшинств счастливее. Потребление антидепрессантов только растёт.