Такие дни, чтобы просто постоять у прилавка, поболтать о том о сем, у нас редкость. Обычно клиенты ходят по залу: то покажи им новые модели, то принеси другой размер. Одним словом, только успевай...
– Слишком привередливый покупатель пошел… – пожаловалась моя напарница по смене Олеся.
Мы с ней работали в небольшом бутике фирменной женской одежды. Цены у нас были выше рыночных, но и товар эксклюзивный.
– Ходят, смотрят, а что толку... – продолжала ворчать Олеся, недовольно косясь на праздных покупателей. – Ни тебе посидеть, ни журнал почитать. Все время в охотничьей стойке.
– Ну, это же наша работа, – возразила я. – И мы, как психологи, должны понять, за чем человек пришел…
– Да вижу я, что им нужно! Чтобы красиво и дешево. А у нас цены...
– Вот-вот. А времена непростые, с деньгами у людей туго. Ладно, давай работать. Эта точно не из бедствующих!
В магазин зашла женщина средних лет и остановилась возле самых лучших и дорогих женских костюмов. Она рассматривала то один, то другой…
– Здравствуйте. Могу я вам чем-то помочь? – поспешила к ней Олеся.
– Да вот, присматриваю себе костюм на свадьбу сына, – улыбнулась в ответ покупательница.
– Что присматривать, мерить надо! – затарахтела моя напарница. – Примерочная вон там. И если уж сомневаетесь в размере, давайте возьмем этот и вот этот. Олеся уверенно прихватила с собой сразу три костюма и проводила женщину в кабинку за ширмой.
Один из костюмов оказался маловат. И фраза «он потянется» не сработала. Другой тоже не подошел. Когда у Олеси закончились все аргументы в его пользу, она предложила даме примерить еще один.
К счастью, он был как на нее шит: и преображал, и стройнил-молодил, и смотрелся элегантно…
– Как вам идет! И цвет к лицу. Будете самой красивой на свадьбе сына! – сыпала комплиментами моя подруга. – Так что, берете?
Но покупательница вдруг покачала головой и виновато произнесла:
– Я ведь заглянула только прицениться. Но этот костюм мне очень нравится. Поэтому зайду к вам в будущую пятницу и обязательно куплю.
– Будем ждать, – с трудом изобразила улыбку Олеся и, повесив костюмы на место, подошла ко мне.
– Знаем мы таких экскурсантов. Перемеряют полмагазина, и поминай как звали. А я ведь на нее столько времени потратила. И все без толку!
– Ладно, Олеся, подожди, после договорим – у нас снова клиенты...
Подруга оглянулась – одна посетительница вертелась возле верхней одежды, другая – у стеллажей с платьями. На этот раз я сама предложила им помощь.
Той, которая интересовалась платьями, посоветовала строгий крой и темные цвета – она была слегка полноватой и те вещи, которые присмотрела, ей бы не подошли. Она ушла в примерочную, и у меня появилась возможность уделить внимание другой девушке.
Стойки с пальто и шубами находились возле огромных зеркал. Я сказала, что не обязательно понравившиеся модели тащить к кабинкам – можно прямо здесь все примерить. Она сочла это удобным. А поскольку излишняя навязчивость продавца иногда напрягает покупателя, я снова подошла к ее подруге.
Та уже надела предложенное платье и отдернула шторку, чтобы показать, как оно на ней смотрится. Платье сидело идеально, а черный цвет делал девушку зрительно тоньше.
– Вам очень идет! – искренне восхитилась я. – И фасон, и цвет.
– Вы правы, – улыбнулась она.
– Прекрасно. Значит, будете брать?
Девушка утвердительно кивнула. Я подошла ко второй. Она колебалась между коротенькой дубленкой и пальто. Я предложила сделать выбор в пользу пальто – оно и легче, и элегантнее.
В общем, покупательницы остались довольны и обслуживанием, и своими обновками. Да и мне хорошо – две покупки одним махом!
– Да, Алка, умеешь ты покупателей убалтывать, – завистливо заметила Олеся. – И как это у тебя получается?
– Тут ничего особенного... Просто нужно не навязывать вещь, а подобрать действительно то, что поднимет человеку настроение, придаст уверенности в себе, – советовала подруге. – Конечно, немножечко лести не помешает. Главное – не переборщить.
– Ерунда! Продавцу лесть к лицу! – передернула плечами напарница.
Между тем она все-таки приняла мои советы к сведению, и как результат – у нее стало получаться. Наука не из хитрых – нужно просто к каждому покупателю находить особый подход. Люди ведь разные...
И вот наконец наступила пятница. Честно сказать, я совершенно забыла про клиентку, которая должна была прийти за костюмом на свадьбу сына, но сама Олеся помнила и с самого утра доставала меня одним и тем же вопросом:
– Как думаешь, придет она или нет?
– Думаю, тебе стоит запастись терпением, – отвечала я. – Или делом себя занять. На склад вчера новый товар поступил. Развесь на вешалки, а я пока ценники подготовлю...
За делами и суетой время побежало намного быстрее. На часах было почти четыре, а покупательница Олеси все не шла. И вот около пяти дверь магазина распахнулась, и в зал вошли три женщины.
Одна из них, увидев Олесю, приветливо улыбнулась:
– Добрый вечер! Простите, что заставила ждать. Вы меня в прошлый раз прекрасно проконсультировали, и я так нахваливала ваш магазин, что мои подруги тоже решили прийти и купить себе что-нибудь к торжеству.
– Да-да, пожалуйста, – после секундной заминки затараторила Олеська. – К тому же у нас как раз новый завоз товара. Очень хорошие модели.
– А тот костюм еще не продан? – встревожилась женщина. – Мне он так понравился...
– Не беспокойтесь, он есть! Сейчас я его принесу на кассу. Подходите туда.
Пока Олеся обслуживала свою покупательницу, я занялась двумя другими дамами. Требования у них были практически одинаковые – чтобы нарядно и скрывало некоторые недостатки фигуры!
Я сама подобрала им несколько нарядов. Дамочки мерили их с удовольствием, им все нравилось. Живо обсуждали, как они «зажгут» на свадьбе сына своей подруги. По настроению и разговору женщин было понятно, что они хотят не только сногсшибательно выглядеть на торжестве, но и сбросить с десяток лет.
В итоге конец рабочего дня заставил нас с Олесей побегать, но зато и выручка получилась внушительной. И надеемся, так будет и дальше, ведь все три женщины вышли из магазина довольные, пообещав стать нашими постоянными покупательницами.