Найти тему
EllyBlog

Голое платье Лили Брик

Эта тема придет,

позвонѝтся с кухни,

В. Маяковский. «Про это»

Илл. 1. Александр Родченко. Обложка поэмы В. Маяковского « Про это» . 1923.
Илл. 1. Александр Родченко. Обложка поэмы В. Маяковского « Про это» . 1923.

Прав был Маяковский — это тема для кухни, оттуда она и приходит. А где же еще обсуждать «голое» платье?

Но если посмотреть на знаменитые фотографии голой Лили Брик в прозрачном платье серьезно, а не по принципу: «ах, какая бесстыдница», то можно увидеть нечто более интересное, чем просто обнаженную женщину, даже если эта женщина Лиля Брик. Фотографий обнаженных женщин было очень много и до Лили Брик, а сейчас их столько, что никто уже и внимания не обращает. Как правило, их делают для хайпа, если популярность падает. Возможно, так и в этом случае: талантами, которые ценились в то время, Лиля Брик не обладала, а те важные таланты, которыми она обладала — их просто не осознавали во времена её молодости. У неё не было поэтического дара, она не писала стихов. У неё не было таланта актрисы. Иконой стиля она была недолго, очень скоро иконой стиля стала Любовь Орлова. Даже трудно определить, кем же была Лиля Брик в советском искусстве. Она ведь была не только музой Маяковского и «лицом» Левого фронта. Про «Левый фронт» сейчас помнят в основном только специалисты. При этом про Лилю Брик, как и про «Черный квадрат» Малевича, знают все. О ней рассуждают, её обсуждают, иногда даже на кухне.

Илл.2. Александр Родченко. Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ»1924 год
Илл.2. Александр Родченко. Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ»1924 год

Лиля Брик опережала своё время, поэтому её часто не понимают. То же самое и со знаменитым голым платьем: все рассуждают о нём как о какой-то загадке, а на самом деле всё очень просто. Не нужно думать, что до Лили Брик никто не позировал для фотографий обнажённой. Фотография обнаженной натуры стала особенно модной с развитием спорта в двадцатом веке. Очень популярный австрийский фотограф Рудольф Коппиц знаменит своими работами с изображением человеческой фигуры, включая использование обнажённой натуры в естественных условиях. Начиная с 20-х годов, он публиковал свои фотографии в журналах, и, возможно, Лиля Брик имела случай видеть некоторые из них.

Илл.3. Рудольф Коппиц. Фотография «Ликование»
Илл.3. Рудольф Коппиц. Фотография «Ликование»

В Советском Союзе было очень строго с "облико морале". Но это официально, при этом многие красивые актрисы имели свои фотографии, если и не совсем обнажёнными, то всё равно на таких снимках они выглядели очень сексуально. Часто такие фотографии делались по образцу Голливудских.

Илл.4. Актриса Бетти Грейбл.
Илл.4. Актриса Бетти Грейбл.

Лиля Юрьевна, как умная женщина, скорее всего, ясно понимала, что ей не легко будет выдержать сравнение с молодыми длинноногими красавицами. Но она обладала удивительной интуицией, и это помогло ей почувствовать, что надо сделать. Так появилась фотография, которую назвали "голое платье" Лили Брик. Надо сказать, что платья из шифона в 20-е и 30-е годы были очень востребованы. Шифоновое платье было у каждой уважающей себя модницы, только носили такие платья немного иначе.

Илл.5. Поль Пуаре. Вечернее шифоновое платье.( фрагмент). 1925 год
Илл.5. Поль Пуаре. Вечернее шифоновое платье.( фрагмент). 1925 год

Шифоновые платья были в моде очень долго, до конца 50-х годов. Их носили на чехле — то есть под прозрачное платье надевали платье из более плотного материала. На иллюстрации (илл.5) показано платье знаменитого французского модельера Поля Пуаре. На фото специально показано, что под верхним платьем из прозрачного шифона находится ещё одно платье из более плотного материала — так называемый чехол.

Илл.6. Лиля Юрьевна Брик. Фотография из интернета.
Илл.6. Лиля Юрьевна Брик. Фотография из интернета.

Лиля Юрьевна надела обычное шифоновое "платье на чехле", такое же, как у многих, но, в отличие от многих, — на голое тело. И этим она сразу скрыла все недостатки своей фигуры и придала образу необходимую загадочность. Шифон — не самый прозрачный шелк, и фигуру на фотографии приходится пристально рассматривать, кому это интересно. В этом и была вся "фишка". Практически фигура видна очень нечётко, именно это заставляет работать воображение и возбуждает фантазию. Кроме того, она в шляпке и туфельках, из-за чего возникает подсознательное чувство, что она только что вернулась с прогулки. Нет, не ходила она в таком виде по улицам. И дома, если и надевала "голое платье", то только для избранных. Да и фотографию, наверняка, не всем показывала. Сама фотография стала широко известной и знаменитой только в эпоху интернета, а до этого её мало кто видел.

Илл.7. Журнал «Мода» 1956
Илл.7. Журнал «Мода» 1956

Платье Лили Брик, по факту, всё-таки не было классическим "голым" платьем. В середине пятидесятых в СССР вошли в моду капроновые кофточки — вот они могли бы считаться «голыми» кофточками, если бы кто-то сфотографировался в них без белья... ведь капрон, совершенно прозрачный. Импортные капроновые кофточки сразу стали очень популярны, как сейчас сказали бы — стали хитом. Их носили и студентки, и дамы лет сорока, и даже дамы-члены партии. Под кофточку надевался бюстгальтер и комбинация. Получился парадокс: пройти по улице просто в комбинации было ужасно неприлично, а в комбинации, поверх которой надета абсолютно прозрачная капроновая кофточка — вполне прилично. Такие кофточки даже рекламировали в советских журналах моды. На иллюстрации (Илл. 7 ) изображена такая кофточка. В пятидесятые годы в Москве при Главунивермаге издавался очень популярный журнал "Мода". В журнале каждый рисунок, прежде чем разрешить его напечатать, рассматривал строжайший партийный худсовет. Если даже такой придирчивый худсовет разрешал капроновые кофточки, значит, партия и правительство позволяли.

Илл.8. кадр из фильма « Аттестат зрелости». 1954 год
Илл.8. кадр из фильма « Аттестат зрелости». 1954 год

В фильме "Аттестат зрелости" главная героиня — идейная комсомолка, следующая самым строгим моральным правилам. Но это не мешает ей носить прозрачное платье из шифона, как у Лили Брик, хотя, в отличие от Лили Брик, ясно видно, что платье надето на чехол. Возможно, Лиля Брик одна из первых сфотографировалась в так называемом "голом" платье, хотя само платье было обычное. Классическое «голое платье» шили специально для фотографии или торжественного события из очень прозрачного материала, часто это было кружево или сеточка, а на «проблемные места» нашивались разные цветочки, листики и другие декоративные элементы.

Илл. 9. Лия Юрьевна Брик. Фотография 1924.
Илл. 9. Лия Юрьевна Брик. Фотография 1924.

Эта фотография — не просто изображение полуобнаженной женщины; это застывшее в кадре художественное послание, где каждый элемент, от позы до платья, от решетки балкона до заднего плана, сыграл свою уникальную роль в создании образа, полного грации, лёгкости и художественной выразительности. Сюжет, напоминающий о Франции и французском искусстве начала двадцатого века, отсылает нас к творчеству знаменитого художника Альбера Марке.

Прекрасный летний день, женщина стоит на балконе, на фоне города. Женщина молода и беззаботна. Она откровенно позирует, но не подчеркивает свою сексуальность, как американские актрисы; скорее, её просто забавляет эта ситуация. Фотограф снял город очень обобщенно, благодаря чему создаётся впечатление, что это курортный приморский город. Фотография просто «излучает» оптимизм и радость жизни. Одним из недооцененных талантов Лили Брик было умение дружить с выдающимися фотографами.

Может быть, кто-то знает, кто делал эту фотографию? Где был сделан снимок? Конечно, чтобы сделать такую «атмосферную» фотографию, нужен талантливый фотограф, и безусловно, сама Лиля Брик с её тонким чувством стиля. В интернете представлены две разные фотографии Лили Брик в прозрачном платье. Эти фотографии контрастные по настроению. И тем не менее, в них, как в зеркале, отразился начинающийся кризис левого революционного искусства. Если нет новых идей, только и остаётся эпатировать публику демонстрацией голого тела.

Илл.10.Фрагмент кадра из фильма «Цирк» 1936
Илл.10.Фрагмент кадра из фильма «Цирк» 1936

В конце 30-х уже начали зарождаться совсем другие идеи и совсем другая эстетика. Однако, Лиля Брик, в трудное время смогла принять вызов перемен. Она сосредотачивалась на сохранении наследия Владимира Маяковского и добилась того, чтобы этот бывший футурист был признан лучшим советским поэтом. Творчество Маяковского стало предметом изучения в школах, и в этом, безусловно, заслуга Лили. К концу пятидесятых годов Маяковский вновь завоевал сердца молодежи, и Лиля Брик вернулась к статусу чрезвычайно популярной личности.

Автор: Виктория Виктория