Отношения с Кандинским они так и не оформили. Впрочем, у нее осталось достаточно его картин, которые она передала в Городскую галерею Люнбаххауз в Мюнхене только в 1957 году вместе со своими полотнами.
Ох уж этот мятежный мятущийся Кандинский. Я впервые столкнулась с ее картинами в нельзяграмме. Лента подкинула яркие картины. Посмотрела. Отметила для себя цельность ее работ и кажущуюся простоту.
Но нет, простотой тут и не пахнет.
Всмотритесь в натюрморт. Имприматура, которую в некоторой степени странновато увидеть от вполне себе представителя немецкого экспрессионизма, просвечивает между мазками. Создает единое пространство и объединяет. Синий фон богат оттенками. Есть и некая ирония и нарочитость в симметрии этого натюрморта. Ваза посередине, яблоки ровным кругом разложены и еще какие-то фрукты (сливы?) по кругу ровненько. Разве что когнитивный диссонанс вызывает орнамент на вазе. Да и цветик-семицветик вполне себе странноват.
Черная обводка вырывает из пространства, выделяет предметы. Превращает натюрморт в орнамент.
Симметричная композиция от больших однотонных пространств ведет зрителя по сужающемуся пространству. От мелких деталей, к более крупным, вверх по вазе и к взрыву цветка в ней, похожему на фонтан или разноцветный салют. И снова заставляет охватывать зрением синий фон.
Что мне кажется интересным в ее живописи: умение объединять. Мы не увидим мелких деталей, как у Шишкина. В ее живописи нет мелких прорисованных деталей. Ресничек, тычинок. И в то же время есть богатство переливов цвета в больших цветовых пятнах, которые ПРЕДПОЛАГАЮТ, что есть вибрации цвета и содержимое. Просто художница приняла такое решение. Мюнтер объединяет пространства и формально - обводкой. Ограничивает и отделяет одно от другого. Собирает цветовые пятна.
При достаточно декоративном подходе, упрощении форм, она очень точно работает с цветовыми отношениями. В городском пейзаже имприматура, просвечивающая на доме справа и на синеватом доме скраю слева, выглядит как блики солнца. И вот уже вся картина словно освещена лучами уходящего солнца.
Эта же подкраска холста просвечивает сквозь живопись неба. Образует естественным образом с розоватым отсветом заката облака.
В картине с пляжем казалось бы, должны быть резкие контрастные тени. А контраст в местах теней художница делает жирной черной линией обводки. Композиция из фигур на переднем плане собирает все цвета картины.
Знаете, творческие пары влияют друг на друга. Иногда.
Перенимают друг у друга живописные приемы. И поначалу я думала, что именно Габриэль Мюнтер подверглась влиянию Кандинского. Но полистав и углубившись в ее работы, подумала, что наоборот. Живя в Германии с Габриэль именно Кандинский писал так похоже на ее работы. По-своему, безусловно, не так тонко по переливам цвета. Не так цельно. Но не это главное. Важно понимание принципа. Дальше, когда понимаешь принцип, можно его трансформировать по-своему. Там, где у Мюнтер большое пятно цвета смотрится единым с тонкими переливами цвета, у Кандинского эти переливы имеют четкую градацию, видны ярко, можно сказать грубо, хотя это выражение не точное. Там, где у Габриэль Мюнтер обводка сделана одним цветом и подчеркивает декоративность, объединяет, создает орнаментальность, у Кандинского обводка цветная, и скорей является элементом предмета, его границей.
У Мюнтер же с течением времени живопись усложнилась, стала более тонкой по цвету.
Понравилась статья? Хотите как-то отблагодарить автора? Пожалуйста, автору на вдохновение:
#мюнтер #кандинский #экспрессионизм