Найти в Дзене

ИВАН ШИШКИН

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Выставка в Русском Музее.

Он не такой! Шла морща носик. Ну что интересного в классике может быть? На слуху без остановки. Шишкин, Шишкин, мишки, ах мишки.

И вдруг.... Придти на выставку и сильно удивиться. Посмотрите на фото ниже, и вы НЕ поймете. Это надо ВИДЕТЬ! Хорошо, что Шишкин есть во многих музеях. Можно полюбоваться, но чтобы полная ретроспектива, как на выставке, кхмм. А это того стоит. Первое, почему не видно нюансов (на картинках в интернете), маленький габарит картин. Это вам не Кифер (например). Второе, рисунки дают увидеть приемы ярче, проследить связь приемов в графике и как они выражаются в живописи. Тем более, когда вот они, рядом друг с другом.

Кстати, большая часть работ на выставке небольшого формата. Для небольших форматов как правило характерна более тщательная проработка деталей, чем для больших.

Работы больше по размерам, поэтому и все оформление выставки, архитектура дают нам возможность посмотреть работы издалека.

Это важно.

Если посмотреть работы Шишкина, то все вкусности проявляются как раз когда смотришь на картину с относительно близкого расстояния.

А профи и вовсе будут утыкаться носом для того, чтобы рассмотреть.

Забыла вчера написать о пространстве выставки. Вообще, выставки в русском музее каждый раз мне доставляют огромное удовольствие пиететом к художникам, которых выставляют. Всегда работа с цветом стендов. Всегда есть био, есть цитаты, есть таблички. И это касается не только непосредственно самого главного здания русского музея, но и его других площадок.

Эта выставка одна из наиболее удачных и объемных. В ней представлены работы от живописи до графики (карандаш, акварель, офорты).

Расскажу о том, что заинтересовало и понравилось.

Иван Шишкин.
Иван Шишкин.

Иван Шишкин
Иван Шишкин

Ещё один приём тональный. Художник не крутит объемчики, обозначая свет, тень, полутон. Это видно глазу. Но, за счёт мастерского владения тоном, глаз зрителя считывает пространство.

Вот смотрите, в этой работе ярко прослеживается связь приёмов в графических рисунках и в живописи.

Каждая травинка имеет чёткие границы. При этом второй план сделан фоном. В рисунке это та самая растяжка. Сравните проработку листьев в живописной картине и рисунке. Каждый листик имеет чёткую границу, но в то же время без ненужных подробностей.

Иван Шишкин. Фрагмент
Иван Шишкин. Фрагмент
Иван Шишкин. Фрагмент
Иван Шишкин. Фрагмент

В живописных картинах мы видим уже работу с колоритом. В этой работе можно увидеть ещё один интересный приём.

Как ведётся работа, или как начинает писать художник.

1. Со светлого тона.
2. С тёмного тона

3. Со среднего тона.

В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник. В данном фрагмент показан контражур. Условно, зритель видит тёмную сторону пейзажа и светлый контур, который даёт нам ощущение солнца за кадром картинки. Художник начал работу со светлого тона, постепенно, слой за слоем нанося более тёмные. За счёт этого, нижний, светлый слой просвечивает под следующими, тёмными, создавая эффект вибрации, пространства.

Светлые же тона разработаны на тонком соотношении колорита. Во фрагменте можно разглядеть легкие вибрации оттенков.

Иван Шишкин. Фрагмент
Иван Шишкин. Фрагмент

Иван Шишкин
Иван Шишкин

Несколько работ отличаются от остальных. Мне даже показалось, что они сделаны другой рукой. Суть в том, что здесь использован другой приём. Отсутствие тщательно проработанных деталей. Большие тоновые пятна.

Иван Шишкин
Иван Шишкин

Прежде всего, работы Шишкина пестрят невероятной алмазной россыпью фишек. Замечу, что в природе не существует линий. Рисунок же, по сути и в большинстве случаев, это именно линия, пятно, штрих. Художник использует либо острие карандаша, либо его плоскую поверхность в зависимости от того, что он хочет получить.

Обратите внимание, что листья деревьев на переднем плане, он делает свободной, мягкой, округлой линией. Мы не знаем, что это за дерево. Он не прорисовывает форму листа дуба или берёзы. Для того, чтобы подчеркнуть глубину в рисунке, Шишкин использует тёмный фон. Мы знаем, что в глубине наверняка есть какие-то деревья, листья, ещё что-нибудь. Но для того, чтобы выделить первый план, главное, Шишкин использует однотонную растяжку***.

**Растяжка - это пятно, имеющее плавный переход от более тёмного к светлому тону.

Ещё один приём - обводка. Обводку художник использует в стволах деревьев.

В некоторых случаях, рисунки через чур академичны как раз из-за тщательной проработки всех деталей. По этой же причине, они могут кому-то показаться немного суховатыми.

Иван Шишкин. Графика
Иван Шишкин. Графика
Иван Шишкин, фрагмент графики
Иван Шишкин, фрагмент графики
Иван Шишкин, графика
Иван Шишкин, графика

Иван Шишкин, графика
Иван Шишкин, графика
Иван Шишкин, графика, фрагмент.
Иван Шишкин, графика, фрагмент.

#шишкин иван #выставка #русский музей #живопись #художник #искусство

#графика #картина