Мне жаль подрастающее поколение. Им придётся жить в окружении дилетантов. Что, несомненно весело, но вряд ли безопасно.
Дилетанты будут учить, лечить, строить дома, конструировать и производить механизмы. Выжить в этом мире нереального экстрима будет крайне сложно. Зато производство адреналина на душу населения наверняка возрастёт в разы. Риск станет верным спутником человека не только при покорении горных вершин, но и при расслаблении на диване. Каждый лежащий будет обязан соблюдать технику безопасности (если, конечно, осилит инструкцию, а инструкция вообще будет кем-то написана) и при малейшем треске в конструкции дивана, стены, потолка, фундамента, летящего в небе самолёта (хотя самолёты вряд ли смогут летать) перемещать своё мягкое место подальше от источника опасности.
Умные читатели напомнят мне, классическую фразу из «Иронии судьбы или с лёгким паром»: «Нужно меньше пить!»
Поверите ли, в этот Новый год я не выпил даже бокала вина. Так что данный текст не плод любви белой горячки и зелёного змия. И я готов это доказать.
Вспомните, что нам говорили, когда вводили ЕГЭ? Нам говорили, что единый государственный экзамен искоренит коррупцию в ВУЗах. И любой Менделеев из самой захолустной Гниложоповки получит такие же шансы на Московский университет, как сын (дочь) министра образования.
Ага. Мы то, поверили, а вот коррупция...
Со студентами и школьниками приходится общаться каждый день. Не с самыми тупыми, поверьте. Выводы следующие. ЕГЭ, конечно, победил. Но не коррупцию в ВУЗах, а отечественное образование. И это не моё открытие. Это констатация факта.
Что до коррупции, то она откусила молодильного яблочка от ЕГЭ, и пережёвывая его, согласно правилам гигиены (от 30 – до 40 жевательных движений на кусок пищи), сохраняет юный вид, здоровый желудок и кишечник, анус без признаков геморроя и неумеренный аппетит. Короче: жрёт и не дохнет.
Не верите?
Подходит ко мне мальчик. Третий курс. Технический ВУЗ. Подходит и говорит, мол, не знал, как это здорово выходить на сессию без «хвостов»! А хвосты у него, между прочим, ещё недавно болтались со второго семестра первого курса.
– Молодец! Как тебе это удалось?
И открывается ларчик, а из него, весело подмигивает она самая, Госпожа Коррупция. Лабораторные и контрольные молодой человек купил у студентов и в Интернете, курсовые – у преподавателей или их вассалов, делящихся доходом соверенами (доцентами и профессорами) и гарантирующих боссам безопасность. Экзамены. Ну, здесь варианты. Секретный наушник, толстый кошелёк, родственные связи. Положительный результат при полном или почти полном отсутствии знаний.
Я с ужасом жду, когда этот студент станет инженером и приступит к исполнению своих инженерных обязанностей. А он непременно приступит. Потому, что рабочее место с хорошим окладом ему уже гарантировали родственники.
Он милый мальчик. Но то, что он спроектирует опасно для жизни, людей и окружающей среды.
Одна надежда: на то, что современные компьютерные программы скорректируют безграмотный расчёт и дефектный чертёж, а конечный продукт деятельности молодого «специалиста» приобретёт более ли менее приемлемый вид.
На много хуже, что по этой схеме учатся врачи, педагоги и юристы. Они контактируют с людьми напрямую и даже самым совершенным софтом ситуацию не спасти.
Иногда смотрю на судей и автоматически прикидываю ценник, за который они свой юридический диплом приобрели. И понимаю, что теперь им приходится "отбивать" затраты со всеми вытекающими из этого последствиями.
Зато хорошо, что есть безвредные специальности. Я об экономистах и менеджерах.
Что такое экономика – науке неизвестно, и как бы экономикой не управляли, что-то на выходе всё равно получится.
А уж менеджмент - это вообще загадка природы. Теория, конечно существует, только с практикой она совпадает лишь у самих авторов теорий и исключительно теоретически.
Но я рассказал только о верхнем, витринном виде коррупции, порождающем дилетантов. Существует ещё латентная, почти ненаказуемая коррупция. Хотя она на понижение профессионализма трудится даже эффективнее.
Например, преподаватель английского языка в ВУЗе, который за семестр не сказал ни слова на английском. И правильно сделал. Потому, что в тех редких случаях, когда ему приходится проявлять свои знания (например на зачёте или экзаменах) выясняется, что знания он оставил дома. А может быть, вообще никогда не имел. Однако, кто-то же его на работу взял, студентов доверил, властью карать или миловать облёк?
И у меня сразу возникает вопрос: возможно, если это не так дорого, стоит потратиться диплом и пойти преподавать китайский, французский и полинезийский (факультативно). Чем я хуже?! Я знаю эти языки, как тот препод английский. Дать задание по методичке и проверить его по шпаргалке - не слишком тяжкий труд.
И вот...
Пройдёт ещё лет десять. Со сцены активного труда сойдут последние специалисты, получавшие в школе образование до ЕГЭ и по советским стандартам отучившиеся в ВУЗе. И тогда самым безопасным жильём станет пещера, а самыми квалифицированными специалистами будут – жрицы любви. Потому, что и пещеру и секс создала Природа, а значит, фактор дилетанта сведён к минимуму.