Найти тему
Дурак на периферии

Эрик Ромер, кинематограф этических парадоксов (часть 3)

Тема взаимозаменяемости субъекта и объекта амурного совращения продолжена Ромером в «Коллекционерке» - фильме, в котором особенно ощутимо влияние сочинений де Сада. Персонажи-мужчины ничем не уступают главной героине в плане развращенности, на что указывают их диалоги, никто из героев не может в нагромождении амурных приключений увидеть любовь, которая постепенно рождается между Хайде и Адрианом. Актеры, наравне с режиссером участвовавшие в создании сценария и диалогов, придали фильму необходимую естественность и импровизационность. Создавая «Коллекционерку» в 1966 году, Ромер делает все возможное, чтобы дать правдивую и объективную панораму нравов современной молодежи, не обеляя ее и не очерняя.

Герои фильма как десадовские либертины делают все возможное, чтобы доказать друг другу свою эмоциональную неуязвимость, рациоцентризм мыслей, желание все проанализировать делает их неживыми в своем цинизме и пресыщенности. Это своего рода те «естественные» люди, о которых писал Руссо (не даром его книгу читает Адриан), но лишенные идеологического флера, показанные без прикрас. Ромер предпринимает все возможное, чтобы его персонажи выглядели максимально отвратительными: они используют друг друга из эгоистических целей, попирают законы дружбы во имя чувственного эксперимента, не способны отделить любовь от разврата.

И как бы ни была стервозна и неразборчива в половом отношении Хайди, она вызывает у зрителя большую симпатию, чем окружающие ее мужчины, использующие женщин во имя удовлетворения своих амбиций, доказывая друг другу свою жизненную состоятельность. «Коллекционерку» тяжело смотреть из-за смрада развратных действий и слов, но преследует этот фильм вполне моральную цель, как и весь цикл «Шесть нравоучительных историй», - показать невозможность закоренелых развратников увидеть любовь там, где она очевидна для любого чистого сердцем. Хайди и Адриан любят друг друга, но понять это они неспособны из-за гипертрофии своего разума, инфицированного цинизмом и блудом.

«Коллекционерка» - грустный, даже в чем-то тяжелый в плане эмоциональности фильм, в нем нет просвета, здесь все – антигерои, зацикленные на себе и своей чувственности. Они думают, что интересуются миром, отдаваясь все новым и новым впечатлениям, а на самом деле поглощены лишь собой. Свой грех они любят больше, чем окружающих людей. И то, как заканчивается фильм, намекает на важную ромеровскую максиму, свойственную большинству его картин, - любовь и вообще все важное в нашей жизни рождается в нас помимо нашего участия, и важно вовремя это заметить, чтобы на променять ее на временное греховное наслаждение. Однако, более неприкрыто эта максима раскроется в последующих фильмах цикла: «Моя ночь у Мод», «Колено Клэр» и «Любовь после полудня».