Зима. Ее можно любить, можно ненавидеть. В сумрачные, морозные дни нас посещают самые разные чувства: зачастую это осознание собственной малости, грусти. Однако, как только начинается снегопад, эти чувства порой преображаются в чистую, неподдельную радость.
Снег сбивает с ритма жизнь современных городов, кажется, что он начисто стирает с лица земли наш прежний мир. Но мы любуемся им, надышав глазок в ледяных оконных узорах, слушаем тишину, которая приходит вместе со снегопадом, вспоминаем невинные, наивные детские игры.
Снег, преображенный пейзаж, вдохновлял и продолжает вдохновлять писателей, поэтов, художников, пейзаж, в котором даже «глубины ночи становятся белыми».
«В полдень солнце, едва пробившись сквозь тучи, пыталось растворить туман в синеве. Эта попытка оставалась безуспешной, и все же минутами глазу чудилось подобие голубого неба, и скудного света хватало на то, чтобы вся округа, неузнаваемая под волшебным плащом снегов, внезапно засияла алмазной россыпью.
Снегопад в это время обычно прекращался, как бы для того, чтобы можно было полюбоваться на им содеянное, и этой же цели, казалось, служили и редко выдававшиеся солнечные дни, когда метель давала себе передышку и небесный огонь, порвав все завесы, тщился растопить упоительно чистую поверхность свежевыпавшего снега. Мир тогда становился сказочным и детски-смешным. Пышные, пухлые, взбитые подушки на ветвях дерев, снежные холмы на земле, под которыми притаился ползучий кустарник или ребристый камень, бугры и впадины, маскарадная таинственность ландшафта – все походило на царство гномов, трогательно смешное и точно выскочившее из книги сказок.
/Томас Манн. «Волшебная гора»/
В этой публикации я делюсь зимними пейзажами, которые люблю. Какие-то из них вам, наверняка, знакомы. В любом случае надеюсь, что подборка доставит удовольствие.
Работа Альфреда Сислея из коллекции Дункана Филлипса:
Сам он написал в 1926 году: «Снег в Лувесьене, с его шорохом снежинок, падающих на крыши и садовые ограды, - это лирика зимы, чарующая как своим настроением, так и нежно переданной тональностью».
А вот неожиданный Таулов, непривычный для меня, дрожь от находки — настолько верно изображение сухого, мелкого снега, который ветер сдувает с крыш:
«Для того, чтобы убедительно нарисовать снег, нужно самому замерзнуть. Едва ли не больше, чем любой другой предмет, снег требует непосредственного наблюдения, чтобы помочь художнику передать его утонченную красоту». Кэтлин Данфи
Заснеженные ветви, замерзшее озеро или ручей в сумерках, теплый свет окон, люди на катке, игра в снежки, катание на санках ... зимние пейзажи и сцены – одна из самых основательных тем в истории искусства.
«Это замечательный по желтоватому свету, по тону серебра, переходящего в золото, пейзаж изображает зал Рембрандта снаружи, из сада, вечером, когда свет из окна проходит через опущенные желтоватые занавеси и падает на деревья под окнами, покрытые инеем. Игра этого света в снежных шапках, в ледяных кристаллах окружает зимние деревья необыкновенно мягким и таинственным ореолом». /К. Паустовский. «Заметки о живописи»/
Но картины зимы – один из самых сложных жанров для представления – снег трудно передать убедительно.
Яркий тому пример — картина шотландского художника Джозефа Фаркуарсона «Безнадежный зимний день».
Из описания картины специалистом галереи Тейт:
«Несмотря на метель, эта картина на самом деле была написана под открытым небом, хотя и в относительном комфорте специально сконструированной художником передвижной хижины для рисования, в которой была печь.
Это позволило Фаркуарсону запечатлеть удивительно реалистичные эффекты снежной бури. Овцы, однако, были фальшивыми, выполненными из гипса местным мастером. Фаркуарсон совмещал карьеру художника с унаследованными обязанностями лэрда поместья Финзин в Абердиншире, где были написаны многие из его пейзажей».
В 1895 году Клод Моне покинул свой дом в Живерни, и перебрался в Осло. И причиной, по которой он провел два месяца в Норвегии в самое холодное и темное время года, было желание исследовать снег.
«Сегодня я писал часть дня, когда непрерывно шел снег: вы бы рассмеялись, увидев меня совершенно белым, с бородой, покрытой ледяными сталактитами», – (из письма художника другу в Париж).
Душу снега замечательно передал норвежский художник Харальд Оскар Сольберг:
«Путешествовал за снегом» и Рокуэлл Кент: Гренландия, Ньюфаундленд, Мэн, Вермонт, Аляска.
Уинслоу Хомер показал жестокую правду зимы на побережье штата Мэн:
А у Ферн Коппедж зима цветная, легкая, яркая. Но какой ценой далась эта кажущаяся легкость!
Порой она привязывала холст к дереву, чтобы защитить его от ветра, носила тяжелую шубу из медвежьей шкуры.
Да, есть странная близость живописи и зимы. Снег создает новые пейзажи, недолговечные, но прекрасные, на час, день, неделю. Искрящееся, нетронутое снежное покрывало, красота которого — в неподвижности.
Снег... Ладонь... Тишина проникает в линии... Снегири, как осколки от солнца, на вишне — гирляндой. Каплю света поймав, Бог, качнув её на мастихине, Как автограф, в углу написал: «Невозможное рядом...» /Рик Йорги/
Обложка: Сикстус З. Фон Дзбански. После снегопада. Масло, холст.
Источник: https://www.christies.com/lot/lot-4953164/?from=salesummary&pos=2&intObjectID=4953164
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.