Люди, рассуждающие о возможностях построить коммунизма, часто делают одну характерную ошибку.
Коммунизм – это общество новых людей.
Это строй, где люди трудятся качественно, бесплатно и добровольно, а воровство, взяточничество, профзаболевания - не то, что сведены к некоему терпимому минимуму, а отсутствуют напрочь.
И в каком же инкубаторе вывести таких людей? И куда девать людей обычных?
У так называемых коммунистов, не читавших Маркса, ответа нет. Советские идеологи считали, что для этого человека надо оболванивать идеологией.
А ответ прост.
Мы уже рассматривали психологический портрет человека коммунистического будущего.
Это просто человек, увлеченный своей работой. И осознающий, что может позволить себе предаваться этому увлечению. Этические чувства, чувство долга тут ни при чем!
Соответственно:
Вот путь построения коммунизма.
Не идеологическая пропаганда - она не сработала в СССР. А...
преодоление того отвращения к труду, которое свойственно человеку нашего общества. Капиталистического. И, в частности, советского. Или, в терминах Маркса - преодоление отчуждения труда.
Понятно, что речь идет не о лени? Или, можно сказать, лень - лишь частный случай.
Вот 3 причины отвращения к труду:
- Трудиться значит иметь низкий социальный статус
- Отдавать время работе значит грабить самого себя.
- Трудиться неинтересно, но необходимо, чтобы не умереть с голоду.
Вот что должно быть преодолено. Это отвращение к труду имеет социальные корни. И лечится этот недуг не нравственным (само)совершенствованием индивида, а социальным переустройством общества. (В отличие от лени, которая лечится как раз работой личности над собой - но речь не о ней).
У Маркса эта проблема называется проблемой отчуждения труда.
Что же можно предложить для преодоления отчуждения труда?
Это, во-первых, увлечение трудом.
Недаром "Плох социализм, где несть место профессии тачечника" (любая непривлекательная неквалифицированная работа, например, толкать тачки, перевозя заготовки от одного рабочего места к другому по цеху, что ныне делает автоматика).
На долю людей должны остаться лишь привлекательные работы. При невозможности автоматизации необходимо выполнять их всем по очереди.
Но во-вторых и в-главных - равенство.
Такое социальное устройство, где нет более и менее высокооплачиваемых работ. Где работа начальника не престижнее работы подчиненного, потому что распределение работ и составление отчетов – не более квалифицированная работа, чем принятие творческих решений в работе над увлекательными проектами. Где подчиненный не заинтересован лебезить перед начальником.
В-третьих, преодоление распределения по труду
Преодоление распределения по труду – не только следствие преодоления отчуждения труда – есть и обратная связь. Если распределение не зависит от трудовых заслуг, то труд перестает быть обязанностью. А если ты НЕ ОБЯЗАН трудиться – только тогда у тебя возникает ЖИВОЙ ИНТЕРЕС к труду.
В-четвертых, преодоление разделения труда.
Оно необходимо не только само по себе, но и для преодоления отчуждения труда. Если у человека есть выбор, значит, он может трудиться, не занимаясь работой, которая ему надоела.
И в частности:
- равенство подразумевает выполнение каждым работы начальника,
- ликвидация «профессий тачечника» подразумевает выполнение каждым этих работ.
Что вносит в жизнь дополнительное разнообразие. Инженерная работа снова кажется интересной по сравнению с «работами тачечников», а работа дворника – чудесной возможностью размяться, помахать метлой на свежем воздухе (хотя бывают и менее привлекательные неквалифицированные работы, но то, что это не профессия, а работа, выполняемая каждым, снижает ее непривлекательность).
В-пятых, перевод проектных работ на фриланс
(А таких работ большинство – «профессии тачечника» исключены, напомним).
Фрилансер – это такой участник работы над проектом, над которым не стоит начальник и не диктует, над каким проектом работать и в какие часы ему трудиться, а в какие отдыхать. Фрилансер сам себе хозяин. А вдохновение – более мощный стимул трудиться, чем «кнут надсмотрщика» (фигурально – ныне это всевидящее око начальника)
Все это, несомненно, необходимые условия. Достаточные ли?
Сомнительно! Даже если такие отношения будут установлены и УЖЕ долгое время БУДУТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ.
А в деле ПОСТРОЕНИЯ коммунизма существует еще одна проблема.
Мы описали психологию человека, воспитанного при коммунизме.
Но мы будем иметь дело с людьми, воспитанными прежней нынешней капиталистической формацией.
А здесь проблема в том, что люди настоящего и будущего – действительно люди разные. Но это не значит, что люди будущего – в большей степени люди долга. Это значит, что реакция людей настоящего и будущего на одни и те же стимулы будет разной. Мы привыкли к отчуждению труда, а для них оно не существует. Для них отсутствие обязанности трудиться – это основа живого интереса к труду и стимул трудиться, для нас это – долгожданная возможность перестать трудиться: ура, халява привалила!
Вот для чего нужна Первая фаза с ее распределением по труду.
(Это важный термин в теории Маркса. Список ее признаков с современных позиций, а также то, почему советский строй не был Первой фазой - мы рассматривали ранее). Ее мы, с точки зрения отчуждения труда, рассмотрим в последующих публикациях. Будет интересно, не пропустите!
Но что же выходит?
Коммунизм (на зрелой своей фазе) отличается от капитализма и даже от 1-й своей фазы – социализма – не только преодоленным отчуждением труда.
Но и другими характеристиками:
- - равенством;
- - преодоленным разделением труда.
Мы уже рассматривали равенство в трех ипостасях:
- - равенство труда (там же)
Рассматривали мы преодоление отчуждения труда. В двух аспектах: во-первых, апочему это нужно с точки зрения прогресса, и, во-вторых, как этого можно достичь уже в нынешние времена.
Для достижения всего этого можно предложить несложные напрашивающиеся мероприятия – мы их рассматривали ранее.
А предмет настоящей статьи – мероприятия по достижению одного из признаков коммунизма – преодоления отчуждения труда.
И к чему мы пришли?
Обсуждая эти мероприятия, мы, вместо того, чтобы предложить такие же простые конкретные специфические мероприятия, перечислили мероприятия по достижению всех остальных признаков коммунизма.
Вот такая это проблема – более сложная. Специфических мероприятий, получается, нет; к преодолению отчуждения труда ведет вся совокупность коммунистических общественных отношений.
Не так-то это просто! Видимо, потому, что здесь мы имеем дело с чем-то субъективным, личным. Таких простых мероприятий, как для достижения равенства или преодоления разделения труда, здесь предложить невозможно.
И, с другой стороны, ...
Коммунизм перестает выглядеть райской утопией.
Преодоление отчуждения труда – верный к установлению коммунизма – и единственный.
Проблема преодоления отчуждения труда является гуманистической как цель – и она неизбежно подразумевает гуманистические средства.
Проблема мероприятий по преодолению отчуждения труда является чрезвычайно привлекательной своим гуманистическим содержанием – и остается открытой.
Буду рад прочитать ваши идеи в комментариях!