Принимающий психолог. Что это такое?
«Не хотел бы, что бы эту статью восприняли как осуждение, скорее на правах альтернативного мнения. Думаю, будет интересна, как клиентам, так и психологам».
Да, обращаю внимание, что клиенты ищут именно «принимающих», более того, ставят это «свойство», как необходимость в работе с психологом, как основное его качество. При этом если его не видят в достаточной для себя мере, это может отражаться обидой, агрессией даже, как и фразами: - «Вы разве психолог?» Есть и другая тенденция, сами психологи, чувствуя потребность потенциальных клиентов в этом «качестве», начинают вести себя кротко и заранее «принимающе», это чувствуется по тону общения, по сглаженным углам, по выверенным фразам.
Не буду утверждать, что это не правильно, но так же понимаю, что полное и постоянное принятие - это некоторое замещение знаковой фигуры, что более влечёт к обратному результату, нежели к решению. Кроме этого, стараясь «соответствовать ожиданиям», психолог изначально поступается, не принципами, скорее так, жертвует собой ради маркетинга. Он изначально не такой как есть, то есть он некоторым образом вводит клиента в заблуждение. От чего страдает качество помощи психолога.
Что же является основным в работе психолога?
Определённо, эмпатия, очень важна в работе психолога, она, по своей сути, является ключом к миру клиента и понимания, что с ним происходит в конкретный, этот момент времени. Она позволяет замечать самые незначительные изменения в состоянии клиента и своевременно реагировать на них.
Уже далее идут инструменты работы, набор возможностей психолога, и тут как раз один из них, это как раз принятие. Тут, хочу отметить, что это один из инструментов среди многих прочих. Среди которых, есть и далёкие от принятия, в частности, фрустрация. И, что самое интересное, с разными клиентами, даже в схожих ситуациях, могут применяться, совершенно разные инструменты.
Но почему волнует в работе психолога именно принятие? Как ни странно, безопасность, как говорится: - «Знал бы, где упасть, соломку бы подстелил!»
Связываю это с определенной позицией «сверху», когда ты идёшь за помощью, но со своим рецептом (чем заведомо себя ограничиваешь) и в любом случае (рано или поздно) попадаешь в клинч. Потому что, чтобы помочь клиенту, психологу приходится проводить его через очень сложные ситуации, в которых клиенту будет необходимо самому на себя опираться (рано или поздно). А это очень не просто, что может восприниматься как раз, как не принятие.
Давно хотел коснуться этой темы, скорее даже для себя, чтобы определить те качества психолога, которые могут помочь клиенту наиболее эффективно.
Помимо диплома и опыта, это определенно возможность быть собой, не подстраиваясь под клиента. И, думаю, что это самое не простое для психолога, особенно начинающего. Быть самим собой на встрече с клиентом – самый важный навык психолога. Именно из этого «состояния», оказываемая помощь наиболее действенна. Далее, эмпатия, психолог натренирован, как антенна, обращающий внимание на суть вопроса, так называемую «точку». Далее идут инструменты работы с этой точкой, тут уже всё в зависимости от направления, к которому причисляет себя специалист.
Но, слово «принимающий», определенно не принимаю в работе психолога как основное, и считаю в больших количествах, даже опасную для клиента. Почему опасную? Потому что абсолютное принятие - это алиби обоих, от каких либо изменений. Таким образом, и подсаживаются на психолога, на длительную терапию, не несущую значимых изменений.
Спасибо за внимание, буду рад прочитать и Ваши мнения по этой теме.
Решение Вашего вопроса с психологом. ЛС или Whats App: 8-926-133-29-56
Автор: Горбачев Алексей Евгеньевич
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru