Игра про выживание на плоту среди бескрайнего океана на Земле, оживающей после глобального катаклизма, под названием Raft была и остается весьма популярной. Более того, эта игра создала фактически новое поднаправление в жанре Survival. Перед тем, как приводить в данной статье похожие на Raft игры давайте рассмотрим, что же привнесла Raft непосредственно в жанр? Характерной чертой Raft является: наличие показателей, определяющих выживание персонажа - это лайфбар жизненных сил (НР), потребность в пище и воде, возможно дополнительные показатели; сильная ограниченность в ресурсах, которые приходится добывать за пределами безопасного места с дополнительными условностями такой добычи (плод и необходимость вылавливания ресурсов из воды инструментами, например); наличие уровней исследованных технологий и потребность их изучения для более комфортной игры и автоматизации некоторых игровых процессов; ограниченность игрока сравнительно небольшой зоной безопасности, которую потребно расширять (тот же плот посреди океана). С основными критериями определились, а подобные игры - их есть у нас. Погнали смотреть!
1. Void Train
Весьма необычная игра с необычным сеттингом и сюжетом, которые забрасывают нас во всеобъемлющее Ничего, в Войд и бездну бытия. Только бесконечные рельсы и родной поезд.
Системные требования:
64-разрядные процессор и операционная система
ОС: 64-Bit Windows 8/10
Процессор: Intel Core i7-4770 @ 3.4 GHz or AMD Ryzen 5 1600 @ 3.2 GHz or equivalent
Оперативная память: 8 GB ОЗУ
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 970 or analogue with 4 GB VRAM
Место на диске: 35 GB
История
Void Train изначально создавалась российской студией NEARGA, численность которой составляла порядка 20 человек. Сложно сказать, функционирует ли студия сейчас. Сама студия существовала с 2011 года, постоянно меняя названия - она была то New Art Games, то PaxelMate. Все это время все участники творческого коллектива работали в студии удаленно, поэтому пандемия 2019 для них собственно не была особой проблемой. Официальным их сайтом является группа ВК, которая не обновлялась с 2021 года, а сайты проектов не функционируют. Возможно студия по итогу была расформирована. В общем, исходя из данных того же ВК, можно сделать вывод, что студия могла развалиться из-за внутренних распрей, ибо администраторы группы особое внимание уделяли проблеме внутреннего накала в сообществе. NEARGA была известна благодаря только 1 проекту - игре DESOLATE. Это такой хоррор-выживание от первого лица с лютой примесью "сталкеризма", кучей боев в рукопашную и открытым миром. Но по выпуску игра получила смешанные отзывы и низкие рейтинги. Виной тому была никакущая оптимизация, замыленный сюжет и множество багов. Как то я сам решил в нее поиграть... благо успел сдать обратно... не впечатлила. Издателем выступила HypeTrain Digital, которая не особо любит терпеть провалы любого рода. Поэтому скорее всего провал продаж DESOLATE и послужил катализатором развала. Все мы знаем как это быстро происходит, когда издатель недоволен.
Но NEARGA очень повезло вкинуть идею о VoidTrain в 2020-2021 гг на Indie Cup. Команде удалось привлечь к проекту внимание жюри и проект оказался лучшим в номинации Best Audio. Стоит упомянуть, что с момента появления такой платформы как Epic Games, студия заинтересовалась ее технологиями (точнее теми технологиями, которые платформа "проповедовала"), а именно - UE движком. Что, в том числе, позволило в ходе мозговых штурмов в NEARGA сделать концепцию Войда. Дело в том, что изначально ребята хотели сделать "выживание на поезде"... но вот только откуда и куда (а главное - где) этот поезд должен ехать, никто толком не придумал.
И вот по итогу все же Войд... но что же это? Об этом мы поговорим ниже в сюжете.
В общем концепт через UE4 команда таки выработала. В остальном они вдохновлялись Raft, Bioshock и God of War. Но... что-то пошло не так в 2021-2022. Сейчас правами по разработке и изданию игры полностью обладает HypeTrain Digital. Возможно компетентный персонал NEARGA перешел в эту компанию. Досканально неизвестно так оно или нет. С переходом к новому разрабу, изменился и подход к публикации игры на площадках. Так VoidTrain изначально считалась эксклюзивом для Epic Game Store (EGS) и находилась там (пусть даже и в раннем доступе) года с 2019-2020... Но после исчезновения NEARGA игра с мая 2023 года вдруг резко перестала быть эксклюзивной и перекочевала в том числе и Steam. Странные метаморфозы конечно. Но с другой стороны может и хорошо, что HypeTrain врубились в эту историю с 2х ног. Неизвестно, что могло быть с игрой и быть может в конце концов ее превратили в еще один провальный Desolate. Сейчас игра находится на стадии раннего доступа, но уже на финишной прямой релиза.
Сюжет
Как ни странно - но он в начале игры (еще до перехода к HypeTrain) был и был весьма такой - логичный что ли... сюжет менялся так же как и менялся разработчик игры. Сначала он был таким:
Альтернативные 1930-1950е гг. 20 века. Ученый, ранее работавший на Германию (она и в альтернативной вселенной показана как некая антиутопия) находит возможность путешествия по Войду. Войд это межпространство - место вне времени, которое аналогично космосу, но в нем можно существовать без необходимости носить скафандр или какое-либо защитное снаряжение. Секрет Войда был раскрыт немцам, в результате чего они таки проникли в Войд и начали там огромную стройку (возможно очередного Рейха) с системой путей, депо, станций и много чего еще. И вот настало время, когда режим решил избавиться от ученого и тот был вынужден бежать в тот же самый Войд на дрезине через специальные врата. Все - дальше дело только за вами в роли этого ученого. Изучайте, выживайте. Делайте все, что нужно, чтобы двигаться вперед. Но не думайте, что режим вас так просто отпустит. Опасность на каждой станции, на каждом полустанке.
С переходом права разработки в руки HypeTrain, сюжет также претерпел изменения и находится в таком виде по сей день.
Предположительно 1940-1950е гг. Вы - исследователь, который в глуши натыкается на некий ангар. Вокруг бушует буря и вы решаете спрятаться в нем. В ангаре вы находите много различного оборудования и пометки какого-то ученого о том, как это оборудование запустить. Из экспериментов ученого вы еще можете понять, что это оборудование как-то связано с технологиями телепортации. Вы запускаете оборудование и открываете врата в Войд, куда бросаетесь на установленной в том же ангаре дрезине.
Вот как бы и все. Нацисты-оккультисты тоже никуда не делись - вы совсем скоро их повтречаете. Но теперь от них несет каким-то больше рейдерским стилем, без их упоминания в предыстории, нежели как от нацистов империи зла.
Геймплей
Все кто играл ранее в Raft сразу сориентируются и уже через некоторое время начнут себя чувствовать как рыба в воде. Доля непривычности конечно есть, но она очень мала.
Итак - у вас есть средство передвижения по Войду в виде дрезины (поначалу). Вы соответственно можете ей управлять меняя скорость по направлению вперед и (в случае необходимости) отъезжая немного назад. Дрезина ездит по материализующимся в Войде рельсам. В пути от дрезины вы можете "отплывать" на расстояние, ограниченное страховочным тросом. Перемещение дрезины четко ограничено точками А и Б, условно говоря. Эти точки - врата, которые перемещают вас и ваше средство передвижения между разными биомами Войда.
Похожестей на Raft тут более чем достаточно. В Raft у игрока есть крюк для того, чтобы хватать проплывающие мимо плота ресурсы и подтягивать их к себе. В VoidTrain есть аналогичный крюк-кошка, которой можно цеплять парящие неподалеку ресурсы и предметы и подтягивать их к себе. Со временем этот инструмент можно будет улучшать так же как и в Raft. А самым бесячим противником в Raft была акула, которая преследовала игрока всюду и периодически норовила откусить у плота кусочек или же кусануть игрока, собирающего ресурсы в воде или же просто свалившегося в воду. Аналог акулы есть и в VoidTrain - войд-акула, которая "плавает" по пространству войда и так же норовит укоротить ваше средство передвижения. Отличия в акулах разве что по таймингам отката. Если в Raft акула появлялась минут через 5-10 после убийства, то в VoidTrain она появится лишь в следующем биоме.
На собранные ресурсы мы можем обставлять свою пока что дрезину, проводить различные исследования, ну и справлять потребности персонажа в жажде и еде (выживалка все таки).Также можно совершенствовать и расширять свой поезд, добавлять вагоны, модернизировать локомотив и т.д. Но фундаментальные работы по расширению подвижного состава с рук делать не получится - это можно делать лишь на депо больших станций, которые часто попадаются между биомами. Станции часто (почти всегда) охраняются солдатами из числа наци, которые (понятное дело) без боя их не сдают.
Собственно про бой. Тут у вас есть довольно обширный стрелковый арсенал. В качестве постоянного оружия предлагается использовать вечный револьвер, вариации анимаций перезарядки которого не могут не радовать. Но не револьвером единым - тут есть и пулеметы и автоматы с дробовиками. И каждый экземпляр можно еще модернизировать различными модулями и специальными патронами, усиливая или ограничивая характеристики оружия. Воевать в игре придется довольно много. И не только на станциях.
Между станциями нас тоже ждут различные приключения в виде внутриигровых ивентов таких как блокпосты тех же наци, их попытки перехватить нас на своих поездах, минные поля, различные головоломки с ценными наградами, арены на выживание и многим другим. В игре можно обзавестись питомцами Рофлимо, которые могут разнообразить игровой процесс, добавляя к нашему составу различные плюшки в виде пассивных бонусов или автоматизируя процессы производства.
Так-то на поздних стадиях игры можно еще больше разнообразить свои приключения. Откроется возможность использовать специальные руны, которые будут корректировать вероятность возникновения различных ивентов на пути следования.
В общем игра весьма неплоха и обязательна для фанатов Raft. Разработчики пока что выкинули ее в ранний доступ, но разработку не запускают, постоянно добавляя в игру новые фичи. Через свой Discord они поддерживают связь с сообществом. В декабре 2023 года они провели крупное обновление контента "Автоматизация", добавляющее новые постройки, технологии с квестами. Также не менее регулярно (в среднем раз в 2 недели) ими фиксятся баги и добавляются хотфиксы по собранной от игроков статистике. В общем - рекоменд.
Геймплей: 8 из 10 (интересно и необычно)
Сюжет: 6 из 10 (потянет, но в первой его версии было интереснее)
Графика: 8 из 10 (неплохая)
Аудио: 8 из 10 (музыка в игре неплоха)
Требовательность к ПК: 6 из 10 (средне)
Итог: 7.2
2. Desert Skies
А что если тот же плот... только... в воздухе?
Системные требования:
64-разрядные процессор и операционная система
ОС: Windows 7+
Процессор: Intel Core i5
Оперативная память: 2 GB ОЗУ
Видеокарта: Nvidia GTX 550 or equivalent
Место на диске: 500 MB
История
Именно идеей выживать на воздушном плоту заразились разработчики White_Rabbit_Games. Тащемта они свою идею по итогу и реализовали в 2019 году. Да так реализовали, что большинство пользователей таких агрегаторов как AG оценили игру как "шедевр". Что весьма и весьма странно, потому как в Steam и на том же AG отзывов однозначно недостаточно для проведения однозначной оценки (да и в том же Steam отзывы смешанные).
Немного о White_Rabbit_Games. По сути это команда-семья. Т.е. разработчики это муж и жена. Они пытаются разрабатывать игры с 2016 года и по сути Desert Skies это их первый более менее крупный проект. До этого была игра Adorables - что-то типа небольшой кооперативной выживалки в волнах врагов и с различными активити (аля Human Fall Flat). Игра не снискала большой популярности и была распространена только в западном сегменте. Хотя в списке Steam DB по данному разработчику числится куда больше проектов, подтвержденными проектами из сторонних источников являются только Adorables и Desert Skies.
Изначально игра была заточена под мобильный гейминг. Но со временем (как это часто и бывает) была переведена и для ПК - появилась на таких платформах как Steam. Собственно на мобилки она распространялась как бесплатная/условно-бесплатная, что конечно же сказалось на качестве геймплея. Пользователи мобильных жаловались, что в игре очень много навязанной рекламы за практически любое действие игрока. Ну оно и логично - должны же как-то зарабатывать разработчики.
Сюжет
Вы - выживший в пустынном мире. Буквально в мире-пустыне. И все бы ничего, если бы этот мир не наводнили монстры. Эти же монстры послужили причиной глобальной катастрофы в мире Дикого Запада 19 века. И вот вам предстоит найти безопасное место в условиях, когда вы постоянно подвергаетесь опасности. Путешествуя по земле вы рискуете, потому как монстры охотятся на вас. Воздух - единственное решение.
Геймплей
Наверное из всех игр в этом обзоре, Desert Skies является самой похожей на Raft. Тут есть и строительство плота... т.е. воздушной платформы (так правильней), и неубиваемый антагонист в виде Искателя (этакий аналог акулы в этом мире), и необходимость добывать ресурсы в непростой обстановке их постоянного дефицита.
Противники в игре есть. Их достаточно. Можно условно поделить на обычных мобов - различные дикие и агрессивные твари, которые достаточно легко дохнут, а также Искателя - такой типа кобро-саламандры, которая норовит выползти и надавать вам людей, потому как до определенного этапа игры является бессмертным. Поэтому от последнего есть только 1 вариант спасения поначалу - просто убегать или байтить на препятствия и все равно убегать. Появляется этот супостат не сразу, а как только вы произведете достаточное количество шума, чтобы привлечь его внимание. А шум производит буквально все - от обычного хождения по земле до лутания предметов и рубки деревьев/кактусов. Как только индикатор шума под полоской НР окрасился красным - лучше направиться в сторону своего шара-плота. Если же появился индикатор красных шагов, то Искатель уже начал вас преследовать.
Эта игра не столько про выживание, сколько про крафт. Лутать и крафтить придется много. Поначалу это можно делать из специального меню персонажа - там содержаться простейшие предметы. Позже для крафта понадобятся различные устройства и станки. Но факт остается в том, что крафтить придется все и для этого нужны будут ресурсы и много ресурсов. Поэтому хватать надо всё что есть - пригодиться или нет разберемся потом (пригодиться).
В игре есть задания и квесты. Но на ПК версии сложно сказать как это было реализовано. Дело в том, что в мобильной версии игры после выполнения 3х первых квестов надо было заплатить "голду" для открытия последующих. И искать эти бабки на просторах игры можно было бесконечно долго. Поэтому для многих игроков было гораздо проще задонатить разрабам и не париться. Осложняет игру еще крайняя ограниченность локализаций. Да - она распространяется только на английском языке. Но весьма понятном английском. Т.е. проблем он точно не вызовет.
Также проблемой является и неизвестность конечной цели. Да... как таковая конечная цель обрисована автором весьма мутно. Вы бегаете по руинам, ищете различные ресурсы, смываетесь от криповатого Искателя... но для чего точно - не понятно. В общем такая простенькая и не без изъянов, но довольно милая игра.
Геймплей: 7 из 10 (среднячок)
Сюжет: 4 из 10 (он вроде как бы и есть, но в то же время и нет)
Графика: 5 из 10 (очень простенькая, мобильный гейминг)
Аудио: 4 из 10 (практически нет)
Требовательность к ПК: 9 из 10 (не требовательна)
Итог: 5.8
3. Forever Skies
Весьма свежий продукт с хорошими отзывами на платформах и уже кучей отснятого различными блогерами контента.
Системные требования:
Процессор: Intel Core i7-7700K / AMD Ryzen 7 3800X или лучше;
Видеокарта: Nvidia GeForce RTX 2070 / AMD Radeon RX 5700 XT / Intel Arc A770 или лучше;
Оперативная память: 16 ГБ;
Место на диске: 31 ГБ;
Операционная система: Windows 10 64-битная
История
Игра разработана в 2022 году польской студией Far From Home. Себя они позиционируют как "АА+ независимая студия" (ох уж эти рейтинги, хорошо что не ААААААА+++). Но про их "независимость" от повесточек это отдельная история. Вообще как они говорят сами на своем сайте:
“Мы существуем для того, чтобы создавать игры, которые оставят значительный след в истории медиа”
Из своих целей они избрали три основных - это создание растущей среды разработчиков; служение игрокам (в плане слушать их, анализировать мнения, предлагать наилучший опыт и пр.); дискуссия о будущем человечества (они типа ставят вопросы о экологии, якобы нормального будущего для окружающей среды и пр.).
В общем сама Forever Skies создавалась как раз с учетом повесточки и якобы "четких" целей этой студии. На разработку было потрачено 2 года, после чего игра была выдвинута в Steam. И тут началось... думаю не стоит тут даже писать о том кого эти польские эльфы считают главным врагом? Ну как бы да... Поэтому их продукт, хоть и качественно сделанный, но отражает их взгляды по поводу текущих ситуаций. Именно поэтому игра оказалась наглухо заблокированной для РФ и РБ регионов на платформах, да еще и собирала деньги на "гуманитарную миссию". Ну мы отлично видели насколько хороша "гуманитарка". Хотя ранее была доступна демоверсия игры с весьма интересной механикой - у вас было всего 20 минут, чтобы опробовать игру. Видимо создавалась демка с учетом того, что всякие блогеры могут попытаться заснять процесс.
По сему если хотите поиграть - качайте на торрентах, но ни в коем случае не покупайте официально, так как покупка будет весьма и весьма противоречить законодательству РФ, да и РБ думаю тоже.
Обычно этот раздел я посвящаю людям, которые игры делают. Но в виду того, что эти люди заранее объявляют меня врагом (да и не только меня), рассказывать о них смысла нет. Поэтому во избежание субъектива - промолчу. Давайте о самой игре.
Сюжет
Вы - ученый-одиночка, который вернулся на Землю спустя долгое время после глобальной экологической катастрофы. Планета более непригодна для существования людей. Все что находится ниже уровня токсичных облаков либо умерло, либо скоро погибнет. Поэтому единственным шансом на спасение, пожалуй, остается пребывание выше уровня облаков.
Геймплей
Геймплей так же как и в упомянутых играх ведется от 1го лица и чем то похож на Desert Skies. Все таки "плот" тут - это дирижабль с обитаемой платформой под ним. Эта платформа также подлежит расширению за добываемые ресурсы и на ней будут уже размещаться различные инструменты и станки для работы.
Так как это в том числе и выживалка, то у игрока помимо показателей НР есть показатели голода, жажды и пр. На этом разработчики и "сыграют", когда игрок проголодается и ничего кроме дыни съесть не представиться возможным. Потому как откусив кусочек, игрок заразится смертельным вирусом. Этот вирус, конечно же можно будет по сюжету вылечить. Но вот такой вот сюжетный твист, который заставит вас проходить сюжеточку бодрее, чем планировалось.
Поначалу дирижабль игрока будет поврежден и будет необходимо найти достаточно различных материалов для его ремонта и начального оснащения. В такую тему тут "завернуто" обучение. По результатам обучения игроку таки дадут местный "крюк" для ресурсов - экстрактор, который может превращать весь зараженный и пролетающий мимо хлам в полезные элементарные ресурсы.
Разработчики переняли у Raft механику радиосигналов. Напомню - в Raft после того как вы исследуете и построите антенну и радиоприемник, то при помощи него сможете находить азимуты на различные радиосигналы. На точках, откуда идет сигнал, можно встретить новые приключения или сюжетные места. То же самое реализовано и в Forever Skies. То и дело вы будете ловить сигналы, исходящие от объектов на горизонте над токсичными облаками. В местах-источниках сигналов вы также сможете найти и приключения и лут и сюжетку.
По ощущениям игра ооочень сильно приближена к Raft. Не смотря на весь происходящий внизу апокалипсис, вы все таки можете поймать дзен и расслабиться. В Raft же то же самое - тоже апокалипсис, тоже мир на грани полного вымирания, но все таки сам процесс игры больше расслабляет нежели напрягает. В то же время в игре есть какая-то доля от Subnautica, где в воздухе ощущалось некое напряжение от того, что может подстерегать игрока в глубинах океана. Тут такая же щемящая неизвестность присутствует.
Помимо геймплея вас также может затянуть и сюжет. Опять же в нем есть отсылочки на всякие повесточки, но линия с возможно выжившим полусумасшедшим ученым, который все таки где-то скрывается и вы находите то и дело его послания, немного, но завораживает. Игра в оригинале доступна для кооперативного прохождения.
Геймплей: 8 из 10 (Raft + Subnautica)
Сюжет: 8 из 10 (какой-никакой, но есть + есть дополнительные ветки)
Графика: 9 из 10 (довольно хорошо)
Аудио: 8 из 10 (неплохо)
Требовательность к ПК: 5 из 10 (местами кажется что излишне требовательна)
Итог: 7.6
Заключение
Вот я и подвел свой небольшой рейтинг Raft-подобных игр. И надо сказать, что суда вошли не все проекты (коих на просторах сети достаточно). На какой-то стадии написания статьи, я хотел добавить сюда еще и Sunkenland... но эта игра все же отличается от всех остальных - в ней геймплей больше поход на 7 Days to Die или подобный, поэтому не судьба. Void Train же будет у меня в записях - немного поснимаю эту игру для вас чисто ради обзора на то, что с ней сделали разработчики за время пребывания в раннем доступе. А чтобы не пропустить видео или статьи с моего канала - подписывайтесь и ставьте лайкосы! Увидимся!