Фестиваль Пачамама — это древний ритуал, который коренные народы, в основном кечуа и аймара, практиковали на протяжении веков в Андском регионе Боливии, северном Чили, Перу и северной Аргентине, задолго до прибытия испанцев. Из-за преследований местных религий божество Пачамамы стало приравниваться к Деве Марии и Деве Копакабаны в Боливии, что является выражением синкретизма.
Церемония имеет смысл вернуть Матери-Земле то, что она дала. Для этого выкапывают колодец шириной менее метра и неглубокий, который символизирует устье Пачамамы, которому дают еду и питье. Это называется чайя , что означает «плата».
В районе Хорнадитас, в нескольких километрах от Умауаки, семья Ламас открывает свой дом соседям, друзьям и туристам, которые приходят в их дом с бутылками, сигаретами и листьями коки. Край норы украшен бумагой, цветами, цветной шерстью и сигаретами, которые помощники зажигают и втыкают в землю фильтром вниз. Кларита Ламас отвечает за церемонию и сидит рядом с глиняными горшками с кукурузой, киноа и тыквенным рагу, папинами, сладостями и конфетами, бутылками вина, газировки и пива.
Церемония
Пары проходят мимо и становятся на колени перед ямой, мужчина всегда справа. Они накрывают их церемониальным покрывалом и кладут руки на землю. «СКажите спасибо, вслух или мысленно, за все, что вы хотите, и попросите у Пачиты то, что вам нужно на этот год», — говорит Кларита тем, кто впервые становится на колени. Затем она приносит им еду и питье, которые нужно налить всеми четырьмя руками одновременно. В завершение они бросают конфетти на головы пар и надевают ленты на шею каждой из них под аплодисменты.
Женщины под руководством Клариты вместе плетут большую полосу цветной шерсти, чтобы украсить яму, прежде чем закрыть ее. Затем она становится на колени рядом со своим партнером Гектором, кладет нить на край ямы, и они долго разговаривают. Они помнят, что церемония не является частью религии и что принять в ней участие может любой желающий, поскольку «мы все живем на земле, никто не живет в воздухе или под водой». До слез они благодарны за то, что получили, и просят благословения для своих детей, детей соседей и стариков. Дети становятся на колени рядом с родителями, вместе засыпают яму землей и запечатывают ее большим камнем.
Пир
Как и на каждом фестивале, во внутреннем дворике накрывают большой стол, на котором подают блюда с фасолью, андскими папинами, колбасой из козьей крови, жареной кукурузой, карапулькрой (тушеное мясо на основе чарки по старинному рецепту) и еще одним рагу из киноа с тыквой. .
Настало время пения и танцев, и семья Лам, как и многие другие жители Жужуя, празднует это событие как сообщество и благодарят Мать-Землю за ее благосклонность.
Подобные церемонии проводятся на городских площадях, в школах, на рабочих местах, в больницах. И они будут повторяться в течение месяца в честь Пачамамы, как и столетия назад.