(Исх. 22:18–20, 28–31)
Помимо законов о собственности и сострадании, глава 22 приводит указания о почитании Бога, выраженные как в отрицательной, так и в утвердительной форме. Она говорит о грехах идолопоклонства, требующих смертной казни (22:18–20), и завершается группой законов, обязывающих Божий народ почитать Его определённым образом (22:28–31).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИДОЛОПОКЛОНСТВА, НАКАЗУЕМЫЕ СМЕРТЬЮ
В стихах 18–20 изложены три закона, связанные с первыми двумя из Десяти заповедей, запрещавшими Израилю иметь других богов, помимо Яхве.
«Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18).
Смертная казнь за ворожбу (см. Втор. 18:9–14) кажется чересчур суровым наказанием, но это если не учитывать, что ворожея пыталась получить сверхъестественную помощь и водительство не от Господа Бога, а от кого-то иного. (Здесь употреблён женский род, «ворожея», а не мужской, возможно потому, что ворожбой занимались больше женщины, чем мужчины). По своей природе ворожба (магия, колдовство, волшебство, чары) признаёт реальность и силу других «богов» и, более того, указывает на верность чародея им, а не Господу.
В той мере, в какой этот запрет применим сегодня, христианам не велено искать помощи и водительства у медиумов, хиромантов и гадалок. Однако в век христианства этот отрывок не санкционирует смертную казнь для колдунов или магов точно так же, как не применимы сегодня стихи Библии, требующие смертной казни за прелюбодеяние. Поскольку Христово царство «не от мира сего», то члены церкви — Христов народ — не имеют власти наказывать грешников физически.
«Всякий скотоложник да будет предан смерти» (Исх. 22:19).
На первый взгляд кажется, что запрет скотоложства есть более подробное изложение седьмой заповеди, «не прелюбодействуй». Действительно, эту связь можно усмотреть. Однако её помещение в настоящем контексте говорит о другой связи. Некоторые ханаанские боги изображались совокупляющимися с животными. Поэтому данная заповедь может относиться не только к недопустимому сексуальному поведению, но и к недопустимому сексуальному поведению, связанному с поклонением другим богам. Питер Эннс, цитируя Лев. 18:23–25, утверждает, что грех скотоложства был обрядовым преступлением. Как бы там ни было, израильтянина, повинного в этом грехе, полагалось предать смерти (см. также Лев. 20:15, 16 и Втор. 27:21).
«Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблён» (Исх. 22:20).
В противоположность другим группам законов в книге завета, эта группа из трёх законов излагает основной принцип в конце, а не в начале. Общий закон, запрещающий приносить жертву богам, кроме Яхве, изложен в стихе 20. Этот закон, говорящий, что виновный в поклонении другому богу «будет истреблён», выходит за рамки наказаний, предписанных ранее за непоклонение одному только Господу. Глагол харам, переведённый как «истреблён», отличен от тех, которые переводятся как «предан смерти». Наум Сарна пишет, что этот глагол «говорит о большей суровости, чем просто предание смерти. Он предполагает полное уничтожение преступника, а также уничтожение его имущества».
ЗАКОНЫ О ПОЧИТАНИИ БОГА
Глава заканчивается короткой серией законов, требующих почитания израильтянами Господа. Они выражены в повелительном наклонении, в утвердительной и отрицательной форме, без конкретных наказаний или принудительных мер.
«Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28).
Первый из этих законов говорит, что нельзя злословить судей (в Современном Переводе — «Не хули… Бога»). Хулить Бога — значит нарушать третью заповедь. А злословить «начальствующего в твоём народе» было почти то же самое, что хулить Бога, который сделал его начальником. Позже в Пятикнижии мы читаем о бунте Израиля против Моисея и Аарона, поставленных Богом вождей, и о том, как Бог наказал бунтовщиков (Чис. 16).
«Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего. Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне» (Исх. 22:29, 30).
Бог уже сказал, что израильтянам запрещалось совершать жертвоприношения другим богам, что они могли приносить жертвы только Ему (22:20). В стихах 29 и 30 Он велит израильтянам приносить свои «начатки» — лучшие плоды — Ему. Требование отдавать лучшее конкретно изложено по отношению к их первенцам «из сынов» и животных, поэтому тот же принцип действовал и в отношении урожая зерновых. Скот и зерно нужно было приносить буквально, а первых сыновей — выкупать за деньги или замещать равноценной жертвой (13:12, 13).
То, что израильтяне не должны были приносить жертвы другим богам, но должны были приносить жертвы Яхве, иллюстрирует важный принцип: недостаточно было просто избегать того, что греховно; Божий народ должен был активно делать то, что требовал Господь.
И последнее предписание в этой короткой серии — не есть «мяса, растерзанного зверем в поле»:
«И будете у Меня людьми святыми. И мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его» (Исх. 22:31).
Это относилось, например, к останкам овцы, зарезанной волком. Хозяину было велено не есть её мясо, а бросать «псам», которые считались нечистыми животными, питающимися падалью. Почему? Очевидно, потому что у животного, убитого в поле, не была должным образом выпущена кровь, вследствие чего невозможно было есть его мясо и при этом не есть кровь. К тому времени уже существовал древний запрет не употреблять в пищу кровь. Какая связь между отказом есть такое животное и заявлением «И будете у Меня людьми святыми»? Быть святыми — значит быть «отделёнными», и отказ есть кровь был одним из моментов, отличавших Израиль от соседних народов. Это был знак «святости», или «отделённости», Израиля — знак того, что Израиль был особым народом Божьим. Коул пишет: «Все израильтяне находились, в сущности, в положении священников (Исх. 19:6). А для священника было немыслимо осквернить себя (и таким образом осквернить Бога) употреблением в пищу мертвечины».