Найти тему
1 день - 1 экспонат

Секрет Дзукарелли: зачем прославленный итальянский художник всюду рисовал тыкву?

«Современный художник с очень высокой репутацией» – так говорится об итальянском живописце Франческо Дзуккарелли в самом первом рукописном каталоге Эрмитажа 1773 года… Сегодня мы вновь отправляемся вдохновляться красотами Апеннинского полуострова – вспоминаем выставку «Образы Италии» проходившую в центре «Эрмитаж-Казань». Изучим полотно под названием «Пейзаж с женщиной, ведущей корову».

Постоянная, ничем не нарушаемая сельская идиллия и есть главный герой полотна Дзуккарелли. Равнинный ландшафт с далекими холмами, поднимающимися у самой линии горизонта, плавные изгибы реки с тенистыми берегами, ясное прозрачное небо, с которого льется мягкий ровный свет... Оживляют пейзаж крестьяне в красочных костюмах и мирно пасущиеся коровы. Пастушеская сцена на переднем плане исполнена изящества и сентиментальной грации – совершенная пастораль.

Пейзажи художника могут быть отнесены к наиболее характерным и удачным образцам veduta arcadica (виды города и его окрестностей с топографической точностью) – жанра, в котором у Дзуккарелли в Венеции не было соперников.

– Занимательно, что во многие свои работы Дзуккарелли вставлял маленькое изображение тыквы, в качестве своеобразной подписи-виньетки. Дело в том, что его фамилия переводится с итальянского как «маленькая тыква», – рассказала руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Маргарита Тихонова. – «Пейзаж с женщиной, ведущей корову» не исключение, но чтобы увидеть необычную подпись художника, следует внимательно рассмотреть полотно!

-3

Точная дата создания этой картины неизвестна. Ясно лишь, что полотно написано до 1773 года, когда была сделана запись в эрмитажном каталоге. Кстати, тогда мастер еще был жив – в этот год он после 20 лет работы в Англии возвращается в Италию, где его избирают президентом Венецианской академии изящных искусств.

В России хранятся три работы Франческо Дзуккарелли. Два полотна находятся в собрании Государственного Эрмитажа и оба были представлены на выставке «Образы Италии». Третья работа тоже в Казани. Она хранится в коллекции Музея личных коллекций Международного института антиквариата.

Антон Райхштат совместно с центром «Эрмитаж-Казань».