Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

История коллекционирования

Нам это только кажется, что предметов для собирания всего-то раз-два и обчёлся! Ну, что там, на самом-то деле? Монеты, книги, марки, картины… Не обманывайте себя! Люди коллекционируют всё что ни попадя: открытки, значки, сервизы, плакаты, штопоры, карандаши, спичечные и чайные этикетки, письма, телефонные жетоны, медали, платья, оружие, головные уборы, инструменты, драгоценные камни, афоризмы, зажигалки, гравюры, часы, анекдоты, папиросные и сигаретные пачки и даже надгробные памятники. Солидный список. Ничего не скажешь! Коллекционирование — это целая наука, у которой есть свои виды и даже особые подразделы, а люди, занимающиеся собирательством, поистине уникальны! Скрипофилисты бережно хранят ценные бумаги, правда, очень и очень старые, те, которые уже ничего не стоят. Или перидромофилисты — этим подавай абсолютно любые билеты на транспорт. Лю-бы-е. Хобби такое. Мечта каждого филобутониста — пуговицы, а кампанофилиста — колокольчики и колокола. Есть ещё сакулумисты. Эти — сладкоежки

Нам это только кажется, что предметов для собирания всего-то раз-два и обчёлся! Ну, что там, на самом-то деле? Монеты, книги, марки, картины…

Фото: skidki-segodnya.ru
Фото: skidki-segodnya.ru

Не обманывайте себя! Люди коллекционируют всё что ни попадя: открытки, значки, сервизы, плакаты, штопоры, карандаши, спичечные и чайные этикетки, письма, телефонные жетоны, медали, платья, оружие, головные уборы, инструменты, драгоценные камни, афоризмы, зажигалки, гравюры, часы, анекдоты, папиросные и сигаретные пачки и даже надгробные памятники. Солидный список. Ничего не скажешь!

Коллекционирование — это целая наука, у которой есть свои виды и даже особые подразделы, а люди, занимающиеся собирательством, поистине уникальны!

Скрипофилисты бережно хранят ценные бумаги, правда, очень и очень старые, те, которые уже ничего не стоят. Или перидромофилисты — этим подавай абсолютно любые билеты на транспорт. Лю-бы-е. Хобби такое. Мечта каждого филобутониста — пуговицы, а кампанофилиста — колокольчики и колокола. Есть ещё сакулумисты. Эти — сладкоежки, а, может, наоборот, они собирают обёртки от шоколада и конфет.

Фото: svtreid.ru
Фото: svtreid.ru

А вот этих персонажей вы наверняка знаете: король Франции Людовик XIII, австрийская императрица Мария-Тереза, японский император Хирохито, Петр Великий — все они конхилиоманисты — «заядлые» коллекционеры морских раковин. И наш царь-государь чуть ли не самый «ревностный» их собиратель. Петр Алексеевич всегда знал толк в редких вещах.

Испокон веков люди увлекались собиранием красивых и диковинных предметов. В государствах древнего Востока, в Древней Греции и Риме устраивались специальные аукционы. Там продавались в основном, произведения искусства и военные трофеи. В Средние века (в рыцарской среде) появляется обычай украшать стены замков и крепостей оружием, отобранным у побежденного неприятеля. В центре композиции владелец помещал вражеский щит с гербом, а рядом располагались перекрещенные клинки, древки и фрагменты боевых лат. Позднее стали изготавливать стилизованные трофеи как предмет интерьера. Такие элементы «средневекового декора» остались неизменными до наших дней.

Коллекционировать — значит уметь жить прошлым.

Это слова французского драматурга, писателя и философа Альбера Камю.

В России расцвет собирательства начался в XVIII веке. И очень быстро коллекционирование прошло путь от лёгкой и модной забавы до вполне себе серьезного увлечения. Демидовы, Юсуповы, Щукины, Морозовы, Румянцевы какие имена, какие фамилии! Серьёзные люди, которые серьёзно занимались любыми делами.

Коллекционирование штука не только очень интересная и увлекательная, но и по-настоящему азартная. Многие собиратели прошлого готовы были пойти буквально на всё, чтобы заполучить какой-нибудь редкий экземпляр, совершая при этом весьма и весьма опрометчивые поступки. Так в 1767 году бирманский король начал войну против своего соседа только потому, что позавидовал бесценной коллекции белых слонов сиамского короля и захотел получить её в личное пользование.

Наш царь Петр Великий поступал иначе. К чему кровопролитие? Нужные ему для коллекции предметы он просто покупал. Даже указ особый подписал, согласно которому коменданты русских городов должны были собирать анатомические диковинки у жителей за очень даже большую по тем временам плату: пять рублей — за животных, три целковых — за птицу.

Правда, была у Петра Алексеевича своя, личная коллекционная «заморочка». Государь собирал зубы своих подданных, которые сам же и вырывал. Вся коллекция насчитывала 64 зуба!

Каждый коллекционер отлично знает, постепенно его собрание становится всё больше и больше. Возникают вопросы: куда это все ставить, класть, размещать. Наши предки эту проблему решили быстро и радикально. Когда, к примеру, у герцога Альбрехта V Баварского набралось до трех с половиной тысяч коллекционных предметов, плюс восемьсот картин, то он решил их объединить в одну выставку в одном помещении — в Кунсткамере!

Она есть и у нас. Кунсткамера. В Санкт-Петербурге вообще всё есть, этот город — кладезь «народного» коллекционирования. Редкие собрания, уникальные сокровищницы всего государства, лучшие музеи страны, сотни тысяч бесценных экземпляров! А чего стоит всё это сберечь-сохранить? Вы только вдумайтесь!

Слушайте программу «Исторические заметки» в эфире Радио ЗВЕЗДА.