Рождество Христово изменило всё человечество, поэтому неслучайно в своё время было принято всеми христианскими народами праздновать Рождество и, как следствие этого для нас, стали от Рождества Христова отмечать новую эпоху. Та нумерация годов, которая общепринята, происходит именно от Рождества Христова, хотя, к сожалению, современная цивилизация стремится как можно дальше удалиться от духовных ценностей. Современное сознание либеральное стремится к тому, чтобы человеку давалось всё легко, всё без труда, всё безболезненно, и в основном всё направлено на то, чтобы делать то, что хочется. Если что-то хочется, значит то и можно, то и правильно. В силу этого замечается такой парадокс. Три года назад мы праздновали наступление 2000 года. Так хорошо получилось, что такая круглая дата вышла, всем как бы заново объяснили, какое событие является центром человеческой истории. А до этого, например, когда приходилось крестить младенца, иногда просто ради смеха спрашиваешь, в каком году родился Иисус Христос, я ни разу не получил ответа. Это не только у нас в России, но и в новой христианской Европе. Недавно в Германии проходил опрос школьников, по-моему, пятьдесят шесть процентов не смогли сказать, с чем связано Рождество. Даже само слово Рождество потеряло религиозный смысл. То, что это связано с тем, что Христос родился в этот день, это выветрилось, хотя Германия в смысле религиозного образования считается благополучной страной, потому что Церковь в Германии государственная. Практически каждый человек платит специальный религиозный налог, довольно крупный. Платят и атеисты, и все жители. На эти деньги существуют и храмы, и духовенство, и школы, и Закон Божий преподают в школах. Тем не менее результат, к сожалению, не очень хороший. Это у нас в России запрещено Закон Божий в школе преподавать, потому что Владимир Владимирович Познер возмущается, никак не разрешает. Обижается, что как это можно. Целую программу даже собрал. А почему, собственно, нет? Везде в цивилизованном мире можно, а почему у нас нельзя? Или мы самые передовые? Пусть бы отдохнули где-нибудь в Испании от Закона Божия. Почему у нас? Мы и так отдыхали семьдесят лет.
Конечно, та эпоха, в которую мы живём, это эпоха уже сползания книзу. Современное сознание прямо противоположно христианству. Большинство людей не способны самостоятельно мыслить, потому что не хватает для этого ни образования, ни ума. Всё-таки ум – это дело не часто встречающееся, образование тоже. Техническое образование всё-таки образованием нельзя считать, это скорее счётный навык. Человек берёт из окружающей среды готовые клише, а эти клише уже создают умные люди. Человек, чтобы выглядеть на уровне общепринятом, старается этими клише оперировать. Обычно эти клише выплёскиваются в пространство во всякие праздники. Замечательный пример для этого – Новый год. Люди разных сословий, разного воспитания, разных национальностей говорят одно и то же: “Желаем вам здоровья, желаем вам добра, желаем вам счастья, желаем благополучия”. «Good luck» – удачи, как будто мы все картёжники. Опять же, почему? Потому что модно стало по-американски говорить, как-то это тоже появилось в этом пространстве: “Удачи вам всем”. Откуда это берётся? Почему человек не может сказать что-то действительно изнутри себя? А там ничего нет внутри, поэтому он берёт готовое.
Раньше роль вот таких готовых штампов играла пословица и поговорка. Обычно у нас в России в стихотворной простой народной форме. Например: каков поп, таков приход. Есть тома русских народных пословиц и поговорок. Там действительно отобранное народным сознанием практическое приложение Евангелия к обычной человеческой жизни. В пословицу и поговорку заключён христианский взгляд на мир. Эти пословицы и поговорки давали человеку даже не обширного ума за счёт простых стихотворных форм приобщаться к христианской народной мудрости. Если человеку по какому-то данному случаю всплывала какая-то пословица и поговорка, она давала ему духовную и нравственную базу его поступка или его оценки того или иного события. Сейчас вся фольклорная жизнь народа исчезла. Вместо народного танца ансамбли пляски от “Берёзки” до “Краснознамённого”. Там ничего народного вообще нет. Народных песен нет. Самый ранний вариант – романс начала двадцатого века, самый ограниченный. Ещё чуть-чуть на тему русской поэзии, не самые удачные стихи. Русские народные песни просто исчезли. Если кто-то пытается в филармонии включить в репертуар в оперном исполнении – это вообще отрадно. Поэтому остаётся классическая западная музыка и попса. А народный фольклор, пословицы и поговорки – это удел специалистов, эти тома. Какие-то одно-два-три выражения сохраняются в памяти, а остальное – всё то, чем живут люди. А чем они живут? Они живут телевизором. Ещё какая-то узкая часть, полпроцента населения, ещё читают газеты, но это и дорого, и шрифт мелок. Горожане ещё читают по пути на работу, но совсем не все. Если вычесть оттуда «Спорт» и “СПИД-инфо”, то вообще мало чего остаётся. Остаётся телевизор. Что там мы видим? Опять же, всякие Владимиры Владимировичи чего-то изрекают либеральное. Человек хочет быть на уровне Владимира Владимировича, потому что всякий человек, говорящий с апломбом, воспринимается как что-то такое вполне удобоприемлемое. И человеку нравится эта идея, например, что ребёнок должен быть желанным. А если нежеланный, значит надо его убить, так, что ли, получается? Какие-то такие вещи, как права человека. Вроде «права человека» звучит вполне и приятно, и прилично, а что за этим всем стоит? К сожалению, все эти лозунги владеют умами людей в силу того, что те люди, которые их сочиняют, совершенно удалены от Евангелия, дистанцированы, они ему противоположны. Они даже порой абсурдны по своей сути. Например, бомбёжка Косово называется гуманитарной акцией. Буквально, как у Оруэлла, у него такой роман был “1984”, театр абсурда на социалистической почве. Министерство правды, которое всё от начала до конца врало, и так далее. Вот такая ситуация, в которой мы оказались и живём.
В любой газете вы не увидите слово “Средневековье”, обязательно “мрачное Средневековье”. Хорошо, если Средневековье мрачное, откуда такая прекрасная архитектура, откуда такая прекрасная музыка, откуда такая прекрасная литература, откуда тогда иконопись, откуда тогда такой костюм? Извините, что же вы врёте про Средневековье? Вот современная архитектура, современная музыка и современный кинематограф – это мрачно. Кровь, убийства и разврат, что там есть ещё? Больше ничего. Какое же Средневековье после этого мрачное, когда людьми владели какие-то идеалы, они стремились к чему-то прекрасному, сочиняли замечательные стихи, писали прекрасную музыку. Что там, собственно, мрачное? Конечно, люди возлагали на себя ограничения христианские, может, кому-то это казалось мрачным. Отчего же это происходит? Потому что эпоха Средневековья (в Западной Европе, у нас в России этого никогда не было) немножко с дымком, потому что сжигали ведьм, сжигали колдунов, всяких людей, которые посвящали себя всякой бесовщине. Современный либерал отстаивает свободу бесовщины, все ведьмы ему родные существа, идеологически близкие, поэтому для него эпоха Средневековья мрачная. Современный мрак для него свет. Как Господь однажды сказал: если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23).
Конечно, сейчас быть христианином сложнее. Всегда существовали бесовские силы, но известная часть народов этому как-то противодействовала. Иногда очень по-детски, типа на костре сжигать. Они люди были простые, прагматики, если в человеке бес, надо его поджарить. Это негуманно, конечно, но зато он сейчас пострадает и спасётся. Отдельные элементы этого были у нас в России – старообрядцы. Говорили, что церковь никонианская продалась антихристу, а они остались верные истинному учению, двоеперстию и так далее. Ну хорошо, а как крестить детей, если все попы продались антихристу? А мы не будем крестить, мы их будем топить. И топили детей. Родился младенец, его утопят, а мамочку утешают: “Он ангельская душа, он тебя вымолит за твой грех”. Вот такое извращённое сознание от простоты, которая хуже воровства. Это всё-таки были локальные явления, нельзя сказать, что повсеместно вся страна наполнилась утопленниками-детьми. Отдельные проявления такого изуверства вполне возможны и с точки зрения примитивной психологии они, конечно, объяснимы. В ту эпоху культура достигла определённого развития, апогея. У нас был такой апогей, который не связан со внешней жизнью. Например, если смотреть на состояние искусства, его самый всплеск был в пятнадцатом веке. А что было исторически в это время? Татаро-монгольское иго, то есть политическое угнетение, зато рассвет духовной жизни. Это как бы совсем не связано, а может быть, даже и связано, может быть, даже и обусловлено, потому что в таких трудных условиях телесных развивается наша духовная жизнь.
Что значит Рождество для каждого из нас, для наших детей, для наших внуков, что мы передадим следующему поколению христиан, какое понимание этого события? Всё зависит, конечно, от нас. Сохранится ли эта память о Рождестве вообще дальше или смысл будет выхолащиваться и этот праздник совершенно потеряет изначальный смысл, как потеряло изначальный смысл слово «спасибо». Говоря человеку “спасибо” не желаем же ему спасения, а просто благодарим. Ведь когда-то в русском языке это было “спаси тебя Бог”, а из него вышло “спасибо”. Или когда говорим “прощай” мы не имеем в виду, что просим прощения, но когда-то это имело такой дословный смысл. Человек при расставании старался, чтобы было прощение, чтобы никто ни на кого не держал ни обиду, ни зло, не дай Бог. Люди прощались. В каждом слове был определённый духовный смысл.
Мы тоже готовимся к службе, к этой встрече. Внешний порядок нам известен, по-своему приятен и радостен, но праздник – это просто праздность в определённый день или это действительно событие, которое мы будем для себя переживать таким образом, что это будет отражаться на нашей жизни и на жизни наших детей, за которых мы ответственны? Над этим стоит поразмыслить, чтобы не было пустого ликования. Новый год – это вообще некая странность. Почему люди так ликуют? Просто по привычке. Невозможно себе представить радостный семейный праздник на День конституции, бред какой-то. Ни один из нас с вами и ни один из тех, кто едет сейчас в метро, эту конституцию никогда не читал и, уверяю вас, читать не будет. Скучнейшее чтение. Это просто нужно небольшой группе политиков в данный исторический момент, это вообще ничто. Хотя на ней клянутся, руку кладут, к сердцу прижимают, обнимают, целуют, но это некая бумага, в которую можно буквально в течение полугода восемьсот поправок прилепить. Это совершенно временный, условный документ, который на протяжении ста лет у нас в стране вообще менялся пять раз радикально.
Новый год был единственным праздником, не омрачённым ничем политическим, поэтому его так народ полюбил. Вроде какая-то замена Рождества, тем более ёлку туда перетащили, на семь дней вперёд. Какое отношение, извините меня, к Новому году имеет ёлка? А почему не берёза, почему не тополь? Ёлка связана с Рождеством. Этот обычай к нам пришёл из Германии, опять же, в конце девятнадцатого века, как и русская матрёшка. Этой игрушке всего сто лет. Ничего в ней русского нет, а сплошное японское. Так и ёлка, это понятно, она связана с Рождеством в Германии. После того как Пётр окно в Европу прорубил, постепенно из высшего света она стала спускаться и при советской власти дошла до самого низа, то есть для всех. Готовы всё вырубить на свете, лишь бы была новогодняя ёлка, но ёлка всё равно Рождественская. Как в ЗАГС перетащили кольца, перетащили свидетелей. Неужели люди могут что-нибудь придумать своё, они могут только что-то украсть, заимствовать, и больше ничего. Всё равно это взято из церковного обихода. Новый год был первого марта, потом стал первого сентября, потом стал первого января. Теперь одни празднуют четырнадцатого, по-старому, другие по-новому, а третьи и тогда, и тогда. Это же чисто условность. Давайте сегодня обозначим Новый год. События-то нет, чисто условная дата, а человек радуется. Почему это так? Человек может радоваться ничему, просто смене даты. Понедельник, вторник, радуется, шампанское. Сейчас вот буду пить и так весь год, потому что как начнёшь праздновать, так оно дальше и будет. Во всё это верят, в год козы, носорога... Можно же действительно возрадоваться очень важному событию, которое действительно глубоко и серьёзно, действительно настоящее. Это не какая-то дутая дата, как двадцать третье февраля, когда вообще ничего в этот день не произошло. Это просто Троцкий ошибся, даже дату соврал на два дня, перепутал. Седьмое ноября – вообще не понятно, потому что по идее тогда надо двадцать пятого октября. Вроде красный октябрь празднуем, а празднуем в ноябре, вообще бред какой-то. Если октябрьские праздники, то почему седьмого ноября? Надо тогда либо то отменять, либо то. Это всё перенесено, украдено, заимствовано и лишено всякого смысла. Очень жаль, что и отдельные слова, и наши поступки, и вообще социальное поведение огромных масс людей, десятков миллионов, лишены всякого смысла. Хотя бы Рождество Христово должно для нас быть наполнено определённым важным смыслом, чтобы мы над этим поразмыслили, чтобы постарались то, что посетило нашу голову, донести до наших детей, внуков, до всех тех молодых людей, на которых мы имеем хоть какое-то влияние. Очень важно вообще для человека, как мыслящего существа, вести осмысленную жизнь, тогда скорее эта жизнь принесёт какие-то реальные плоды, а не просто безумное веселье, когда тебе пальчик покажут или когда смена какой-то даты. Потому что за этим ничего не стоит.
Очень жалко, конечно, что современная жизнь в духовном смысле катится под откос. Нужно свидетельство этому? Пожалуйста. Духовная жизнь отражается во всяком произведении человеческом. Можно взять любую область человеческого духа – музыка, балет, педагогика. Вы говорите цивилизация, да? Отлично, найдите мне в Москве цивилизованных, воспитанных, хороших, добрых, образованных, счастливых юношу и девушку по семнадцать лет. Покажите одного мальчика и одну девочку. Покажите, скажите, что вот образец для всех, прекрасно воспитаны, прекрасно умеют себя вести, умны, начитаны, послушны, благородны. Где они? Из двенадцати миллионов давайте пару найдём. Их нет. Скажите мне: “Вот современный композитор, прекрасная вдохновенная музыка, которая вполне на уровне мировых достижений”. Кто? Нет. Хорошо, давайте художника, архитектора. Мы живём в Москве, гигантский мегаполис. Назовите фамилию русского архитектора. Где он? В прошлом да, вот Тон, Растрелли, Царство им всем Небесное, а сейчас кто? Ещё недавно был Королёв, ракеты строил, а сейчас кто? Где, что? Ничего же нет. Мы уже давно живём в духовной пустыне, вот в чём дело. А почему?
Если люди, вместо того чтобы праздновать Рождество Христово, празднуют бессмысленную смену дат, ну ясное дело, они же обезумели. Хоть кто-то должен вернуться к чему-то такому настоящему. Это празднование должно быть духовное, это должно всей душой переживаться, должно глубоко затрагивать. Это не просто Рождество, Новый год, первое сентября и так далее, нет. Это особенное событие, это событие, которое изменило вообще всю карту мира, изменило все аспекты бытия абсолютно. Представьте себе, японцы сейчас ходят не в кимоно, а в пиджаках и галстуках, в юбках, блузках и на каблуках. Если бы не было Рождества Христова, они бы не носили эту одежду. Хотя они не христиане, они синтоисты, часть буддистов есть, но то, что они ходят в европейских костюмах – это следствие того, что Христос родился, потому что это пришло к ним из Европы. А куда ещё бедному японцу идти? Куда? Да, японцы отчаянно сопротивлялись европеизации, а куда от неё денешься? Вот пришлось и все, как миленькие, на английском говорят, и все, как миленькие, компьютером пользуются, никуда от этого не деться. Изобрести это всё они не могли, а не заимствовать нельзя, они в этом неконкурентоспособны. А иначе им не прожить на таком маленьком острове. Даже просто галстук и то, оказывается, начальный импульс положен именно тогда, две тысячи лет тому назад. Это событие очень серьёзное, это событие очень важное, это событие действительно космического значения. Представляете, сколь велик удельный вес и какая большая разница между тем, что придумала когда-то Клара Цеткин или Лев Троцкий, с тем, что Христос родился. Совершенно несопоставимые вещи.
Это очень хорошо, что мы приходим, готовимся к Причастию, но очень хотелось бы, чтобы это поглубже затронуло нашу душу. Если это глубоко затрагивает одного человека, он это может каким-то образом передать другому. Необязательно кто-то из нас будет писателем и сможет это в какую-то запоминающуюся литературную форму облечь. Это было бы хорошо и прекрасно, так бывает. Иосиф Бродский, будучи некрещёным человеком, о Рождестве написал прекрасное стихотворение, которое живёт и действует. Он уже умер, а оно продолжает жить. Даже некрещёный человек не мог мимо Рождества пройти. Он в контексте русской поэзии развивался, куда ему от этого деться. Если ты русский поэт, как ты можешь без Рождества оказаться-то? Никак. Сколь это важно! Надо стараться, чтобы это в нас шло и дальше. Необязательно с помощью искусства, а с помощью того, что это живёт в нас и может быть передано кому-то другому, только с этим условием. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/