Опавшие листья ковром покрывали забытые могилы. Галина возвращалась домой с кладбища. Навещала сына. Раньше часто приходила повидаться да поговорить, но с возрастом становилось труднее. Парень уже десять лет спал вечным сном.
Галина была давно на пенсии. Всю жизнь проработала учителем в школе. Муж ее бросил до рождения ребенка, а больше женщина отношений не заводила - хватит, налюбилась. Требовалось заниматься воспитанием и зарабатывать на жизнь. Куда ей ещё один захребетник в штанах?
Сын работал таксистом. Брался за любые заказы. И по городу, и на дальние вызовы выезжал. Денег в семье хватало, но жене сына все было мало. Хотелось жить как подружки, у которых мужьям больше повезло. Тянула она из мужчины деньги, вечно попрекала, что они на всем экономят и продукты с вещами по скидкам покупают.
- Мне девочкам стыдно в глаза смотреть. Они в шубах и в золоте, а я одно и то же пальто ношу уже четвертый год, - вздыхала невестка Галины, а сама, как родила, больше на работу не выходила.
Всё сынок старушки на себе тянул. Однажды мужчина от усталости задремал за рулем и улетел в кювет. Получил травмы, несовместимые с жизнью. После смерти мужа невестку как подменили. Стала грубить свекрови, огрызаться. Жили они тогда втроем в одной квартире, в трехкомнатной. Места всем хватало, но теперь невестке вздумалось разделиться.
Она предложила старушке разменять жилплощадь и разъехаться. Бабушке же не хотелось оставаться одной. Думала, будет во внучке отраду находить, раз сына потеряла, но невестка решила все за неё. Обдурила доверчивую бабушку и переписала квартиру на себя, а Галину выгнала на улицу. Не придраться - по закону ведь.
Не прошло и полугода, а невестка бесстыдная уже нового мужчину себе завела. Галина оббивала пороги различных инстанций, несколько раз заявляла в полицию, что обманули ее, лишили жилья, что теперь она вынуждена жить на улице. Её уже везде знали и при появлении разбегались. Никто не хотел иметь дело со старухой. Говорили, мол, сама виновата, нужно было следить, что подписываешь. И правы были вроде бы...
Смирившись, бабушка подала прошение на проживание в социальном приюте для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Люди там и жили, и работали, и семьи заводили. Галина в своем возрасте уже жаловалась на быструю усталость, боли в ногах и спине, но помогала, чем могла. То за ребятишками чужими присмотрит, то уроки с кем-то сделает, то приготовит еду.
Женщина себя не жалела, старалась быть полезной, чтобы крышу над головой отработать. Внучка Галины Лера встречаться с бабушкой не стремилась. У нее свои интересы - телефон и подружки. Знает, что на праздники бабушка переведет ей деньги, а благодарности в ответ на участие - никакой. Даже открытки бабуле и то не пошлет в день рождения.
Однажды столкнулись они на улице. Девушке тогда было 15. Лера шла из школы, беззаботно хихикая с подружками, когда к ней подошла старушка в берете с проплешинами, старым вязаном кардигане и юбке, которую носила уже лет двадцать.
- Лерочка, внученька, как ты выросла. - Старушка хотела дотронуться до лица девушки, но внучка отпрянула.
- Да ты чего? Смотрят же!
Школьницы оглядели странную незнакомку в старье и прыснули от смеха.
- Это что, реально твоя родная бабушка? Пахнет, как от помойки.
У Галины сжалось сердце, а внучка взглянула на нее презрительно и скомандовала своей свите идти дальше, не обращая внимание на влажные глаза старушки. Даже не заступилась. Стыдно ей стало, что у нее бабушка в поношенном ходит.
Её-то мать за деньги нового мужа с иголочки одевала, чтобы никто не подумал, будто она из семьи среднего достатка. И девушка не задумывалась ни на секунду, что, оставшись на улице по милости ее матери, старушка никогда не забывала о важных датах, когда самой есть было нечего. Находила деньги и приходила к ней во двор, караулила, подарки дарила, чтобы приятно сделать единственному своему потомству.
В новый месяц получила старушка пенсию, сразу все рассчитала, на черный день отложила, на продукты, на подарки, на другие нужды. Собралась за продуктами в магазин, пока погода хорошая позволяла. Закупилась, стоит в очереди на кассу, а продавщица ругает стоящую перед ней покупательницу - молодую женщину, стыдливо проверяющую каждый карман, потому что ей не хватило мелочи на два пакета молока.
- Ну посчитайте, пожалуйста. Вот все, что у меня есть.
Женщина вжала голову в плечи, потому что кассир своим криком привлекла к ним лишнее внимание, и теперь все разглядывали ту нищую, что задерживает очередь со своими копейками.
- Если не хватит, то уберите один пакет.
- Конечно, здесь не хватает, - раздраженно отвечал кассир. - Из-за вас - смотрите, какая очередь образовалась. У меня таких за день десятки, всё не можете рассчитать свой бюджет. Нет денег, не хапайте с полок всё подряд. Раскладывай потом за вами.
- Давайте побыстрее уже! - крикнули из очереди.
- Теперь отменять придется. Стойте, ждите, - рявкнула продавщица.
Старушка посмотрела на все это, покачала головой. Что за люди пошли? Сделать бы им запись в жалобную книгу за хамское поведение. Куда только администраторы смотрят?
- Не отменяйте, - встряла Галина. - Я за молоко заплачу. Держите.
- Ой, спасибо вам большое, - ответила пристыженная женщина.
- Чего ждали столько, благотворительница? Пока вся очередь тут ляжет? - не унималась противная женщина за кассой. - Одной ногой уже в могиле, а все грехи замаливаете...
- Вам бы, девушка, манерами обзавестись, - заступился кто-то за старушку.
Сложив покупки в пакеты, женщина и бабушка вместе вышли на улицу.
- Барыня какая, раскричалась, - сетовала старушка, направившись к лавочке.
Ноги разболелись долго стоять в духоте помещения.
- Вы меня простите. Так неудобно. У вас что-то болит? Помощь нужна? - засуетилась женщина. - Я тут рядом живу. Сейчас за деньгами схожу. Подождите.
- Да ничего не нужно. Останьтесь. Как вас зовут?
- Алёна.
- Будем знакомы. Меня Галина.
Бабушка давно ни с кем по душам не говорила, а здесь такая приятная особа. С педагогическим прошлым она любого могла разговорить, чем и занялась. Слово за слово, и вот они уже рассказывали друг другу о жизни без стеснений. Женщине, видимо, тоже общения недоставало. Вдруг Алёна заплакала, вспоминая прошлое.
Три года назад при загадочных обстоятельствах погиб ее муж. Работал на вахте, на севере. Дома остались жена и две дочурки. Хотел обеспечить им хорошую жизнь, чтобы никогда ни на кого не смотрели, не грустили, не завидовали. В очередной раз, когда Руслан возвращался к семье с заработков, на него напали и избили.
До сих пор неизвестно, кто это был. Никого не наказали. Женщина еще долго не могла смириться с кончиной мужа, не могла оставить все просто так, обращалась за помощью к властям, заявление писала, но безрезультатно.
Улик нет, свидетелей тоже. Края глухие. Если кто что и подозревал, не сознался. Своя жизнь дороже чужой, а деньги там платили неплохие - добровольно никто не откажется.
- Да. В страшное время живем, - заключила Галина, утешая располагавшуюся знакомую. - Каждый сам за себя. Ни чести, ни справедливости. Ничего в людях не осталось.
Услышав рассказ бабушки, Алена вскинула голову.
- Как так? В приюте-то жить не дело. Хорошо, что пристанище есть, но ведь там всегда шумно. Не отдохнуть, не уединиться... Переезжайте ко мне.
- Да что вы? Зачем я вам нужна?
- Еще как нужны. У меня квартира трехкомнатная. Для нас с девочками просто дворец. А вместе все равно веселее. Они у меня спокойные, я их не балую. Как отца их не стало, мы редко что можем себе позволить. Я работаю уборщицей, детей оставить не с кем. Прошу соседку. Няню мы себе позволить не можем, а соседка вот-вот откажется, по глазам вижу. Да и стыдно просить каждый раз, хоть я и, время от времени, презенты преподношу. У вас будет своя комната, все удобства, техника нужная. За девочками присмотрите, иногда еду приготовите, ну, пока я на работе буду. А я о вас позабочусь. И массаж сделаю, если надо, и колени со стопами разотру, в поликлинику свожу... Соглашайтесь!
Галина приняла приглашение. Женщины сдружились, завели общий бюджет.
Девочки привыкли к бабушке, обступали со всех сторон, слушали старые сказки, которые раньше никогда не слышали, научились грамоте. Им было интересно с ней. Они бабушку не донимали, всегда слушались, боялись материнского гнева, что рассадят их по комнатам и не разрешат поиграть в развивающие игры.
Малышки росли умненькими. Не стоило большого труда, чтобы их приструнить, если расшумятся. Помогали по хозяйству, знали, что бабушке тяжело самой со всем управляться. С ее помощью Алена смогла найти себе более благодарную работу и больше денег смогла зарабатывать. Время от времени по выходным женщины брались за генеральную уборку.
Галина наконец добралась до захламленной кладовки у входной двери. Чего только в ней не было - барахло, ненужные бутылки, которые выкинуть жалко, плесень, паутина. Половину содержимого кладовой старушка при помощи маленьких помощниц выволокла в коридор. В самой глубине она наткнулась на алюминиевый бидончик, подняла - тяжелый. Откинула крышку, а внутри по пакетам расфасован золотой песок.
- Алёна, иди сюда. Взгляни, что нашла.
- Бог мой! Это же Русланово. Он иногда о нем говорил. Сказал, никому этот бидон не давать - пригодится. А я-то совсем забыла. Не до этого было.
Хозяйка квартиры вытащила пакеты, рассмотрела их, а на дне обнаружила записку от покойного мужа. Слезы сразу хлынули из глаз, задрожали губы. В записке мужчина сознавался, что вместе с товарищами, там, на севере, работал на золотых приисках, а в свободное время втайне от начальства, как и многие, добывал золото и для себя. Он фасовал их маленькими порциями и там хранил. Хотел купить в будущем машину для семьи.
Остальные мужики с работы свой навар сразу же спускали. Домой так деньги отправляли, а там, вдали от жен, развлекались, как могли. Однажды коллеги заподозрили, что Руслан все накопленное добро при себе хранит. Стали за ним наблюдать. В предпоследний свой приезд по воле предчувствия он перевез все своё домой, от греха подальше. Оставил жене письмо. Каялся, говорил, что поступал незаконно, но жадность брала над ним вверх.
С помощью этой записки Алёна смогла добиться справедливости, подвигнув полицию дать ход расследованию. Виновники были найдены. Оказалось, коллеги Руслана думали, что золото будет при нем в ту роковую поездку. Напали на него, избили, обыскали, но перестарались - умер он от побоев.
С чувством выполненного долга супруга пришла на могилу мужа с дочками и обо всем рассказала, надеясь, что теперь ему там будет спокойнее. Женщина также сдала государству положенную часть найденного золота, а на оставшееся сделала в квартире ремонт и поставила мужу памятник на кладбище.
Средств хватило Галине на покупку нового жилья по соседству. Небольшого, скромного, зато своего. Старушка была очень довольна и признательна подруге за заботу. Она часто приходила в семью Алены. Днем брала девочек себе, выходила с ними на прогулки на площадку. Чтобы не было скучно, бабушка завела кошку. Девочки были в восторге, потому что мама у себя заводить животных не разрешала - дочки маленькие, она вечно в делах, некогда было ухаживать еще за кем-то.
Однажды Галина встретила на улице знакомую, как раз из того дома, где когда-то жила с сыном и его семьей. Та страсть как была рада ее видеть. Сразу глаза засветились. Значит были новости, которые не терпелось рассказывать.
- Представляешь, Галь, что я узнала? Только никому не говори, что это я сказала. Я же теперь с этой мымрой, невесткой твоей, рядом живу. В общем, узнала я от знакомой, ну а та - у другой знакомой, что жена твоего покойного сыночка Лерку родила не от него. Мать ей давно рассказала, кто отец родной. Вот она и вертит от тебя носом. Знает, что не бабушка ты её по факту. А теперь этого своего в дом привела и живут семьей.
- Бог им судья. Меня они больше не волнуют, - с достоинством ответила Галина, и пошла дальше, ведь ее на обед ждала Алена с девочками.
Теперь они ее семья. Одна осталось забота у бабушки - увидеть, как Алена станет женой хорошего мужчины - она ведь тоже женщина сердечная, будет и мужу, и жене счастье.
Конец.
👍Ставьте лайк, если дочитали.
✅ Подписывайтесь на канал, чтобы читать увлекательные истории.