Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Нарушения привязанности - 2.2 Тип привязанности и ранняя социализация

Привязанность ребенка к матери – это избирательное его отношение к ней, в результате которого мать поддерживает его эмоционально, и их отношения приобретают характер стабильности и безопасности.

Современные исследования привязанности опровергли идею Фрейда о том, что ребенок любит мать «корыстно», за кормление. В данный момент ни у кого уже нет сомнений в том, что ребёнок предпочитает того, кто обеспечивает его эго эмоциональный комфорт.

Эта тенденция наблюдается не только у людей, но и у животных.

Привязанность у человеческого малыша начинает формироваться в очень раннем возрасте.

Мы не знаем, как она проявляется в его внутреннем мире, но наблюдаться в поведении она начинает между восьмой и двенадцатой неделями его существования, выражаясь в сигналах, адресованных всем вокруг, без выделения особой фигуры привязанности.

На протяжении полугода ребенок потихоньку начинает предпочитать знакомых людей – этот период можно назвать фазой становления привязанности.

По прошествии шести месяцев, наступает фаза привязанности сформированной. В это время малыш уже в состоянии активно действовать, чтобы достичь необходимой ему близости с ухаживающим человеком. У ребёнка формируется «внутренний образ» близкого человека, и в разлуке с этой фигурой малыш испытывает душевные страдания.

«Целевое партнёрство», как сложный навык, формируется на протяжении примерно третьего года жизни. В этот период ребёнок уже умеет действовать согласованно с воспитателем, учитывая его планы и соображения [1] .

Фазы формирования привязанности разворачиваются на фоне общего созревания организма и психики, в том числе. Первой стадии свойственно использование для коммуникации мимики, голоса и прикосновений, второй – осознанного «дотягивания», третьей – ползания и лазания.

По мере развития способности к установлению эмоциональных связей, у ребенка складывается представление о том, что ухаживающий человек – «постоянная величина», и, как следствие, формируется способность к пониманию и координации с чувствами и планами других людей.

Те работы, которые сводили формирование социальных функций ребенка только к его взаимодействию с матерью, были раскритикованы. Депривация (недостаток важных стимулов для развития психики) – крайне многообразное явление, которое приносит разные последствия, сложным образом влияющие на дальнейшую жизнь. Не все эти последствия – необратимы [1] .

М.Эйнсворт попыталась создать классификацию типов привязанности, наблюдающихся у младенцев в возрасте одного года. В эту классификацию вошло 4 варианта привязанности [1] .

Группа А: к этой группе автор отнесла «небезопасную привязанность избегающего типа» (наблюдаемую примерно у 20 % детей). Такие дети избегают контакта с мамой, а на её отсутствие отвечают равнодушием или малым количеством эмоций.

Группа В: «безопасная привязанность» (примерно 66 процентов детей показывают этот вариант). Малыши в присутствии матери спокойны и уверенны даже в незнакомой обстановке, активны в исследованиях окружающего пространства и играх. Они расстраиваются при разлучении с мамой, становятся при этом пассивнее, радуются при ее возвращении, вступают с нею в контакт и восстанавливают свою активность.

Группа С: к этой категории отнесли «небезопасную привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа» (около 12 % выборки). В эту группу попали ребята, которые рядом с мамой тревожатся и ведут себя противоречиво (амбивалентно). Когда она уходит – они проявляют негативные эмоции, при возвращении – хотят общаться, но мамино приближение и взаимодействие вызывают у них сопротивление.

Группа D: «небезопасная дезорганизованная привязанность». В эту группу вошли малыши, у которых наблюдается аномальная противоречивость поведения, к которой, в том числе, относятся стереотипные движения. Младенцы могут, например, таскать себя за волосы, раскачиваться, бесцельно двигать конечностями, гримасничать, впасть в ступор и так далее. Мама не способна справиться с ситуацией, и ей появление усиливает эти варианты поведения.

Как влияет тип младенческой привязанности на дальнейшее личностное развитие детей?

Майн с коллегами [3] исследовали уровень самооценки детей шестилетнего возраста в связи с их типом привязанности.

Для выявления характера самооценки был использован опрос, проводимый в игровой форме:

- нравится ли тебе твоё имя?

- ты себе нравишься?

- ты хочешь стать лучше?

И так далее…

Те, кому была свойственна привязанность небезопасного избегающего типа, не были способны себя критиковать, самооценка была завышена.

Дети с привязанностью «небезопасного амбивалентного типа» не имели стабильной самооценки.

Те же, у кого в младенчестве наблюдалась «дезорганизованная» привязанность, были о себе наиболее негативного мнения.

Те дети, у которых наблюдалась безопасная привязанность, относились к себе хорошо, и были способны на здоровую самокритику. Вдобавок, они были более компетентны в мыслительных функциях и в способности строить гармоничные отношения с другими детьми.

В формировании мышления нарушение привязанности более значимо влияет на умение проявлять поисковую активность и на стиль в решении задач.

Исследователи убедительно доказали, что при безопасной привязанности в детстве, человеку свойственно проявлять более сложное и эффективное исследовательское поведение [3] .

При этом дети разрешают проблемные ситуации с интересом, упорством и удовольствием. У детей с небезопасной привязанностью такое поведение наблюдается редко [4] .

Трёхлетние дети с различными типами младенческой привязанности показывают разные паттерны социального взаимодействия со сверстниками.

БОльшая социальная компетентность свойственна трёхлеткам, имевшим в годовалом возрасте привязанность типа В.

У них наблюдается здоровая самооценка, они способны проявлять сочувствие, конструктивно разрешать конфликты, стойко переносить стресс, брать на себя ответственность. Данные особенности наблюдались у них и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте [2] .

В наблюдениях ставилась также цель исследовать связь социальной гибкости и компетентности детей с их привязанностью к обоим родителям. Самый лучший вариант, конечно, наблюдался у детей с безопасной привязанностью к обоим родителям, а самый неблагополучный – с небезопасной привязанностью к ним обоим.

Критики теории привязанности указывают на её ограниченность, подчёркивая, что не стоит игнорировать важность типа привязанности для дальнейшего развития психики ребенка, но нельзя и рассматривать тип привязанности, как единственный механизм, влияющий на формирование личности.

Список использованной литературы:

  1. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/под ред. А.А.Реана.- М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 651, [5]с.
  2. Hetherington E.M., Park R. D. Child Psychology. A contemporary viewpoint. N. Y., 1994.
  • Main M., Kaplan N., Cassady J. Security in infancy, chilhood and adulthood: a move to the level of representation. In: I. Bre-therton & E. Waters (Eds.), Growing points of attachment theory and research. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1985, 50, Seriel N. 209.
  • Sroufe L. Attachment classification from the perspective of infant-caregiver relationship. 1985.

Другие статьи цикла можно прочитать по этой ссылке:

https://www.b17.ru/articles/diliso/?tags=172309

Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru