Найти тему
Арт КомодЪ

Третий угол любовного треугольника. Левитан и Кувшинниковы - теперь все в Плёсе

Музы бывают разные. И у всех. Ну, хорошо - почти у всех.

Хрестоматийная истина: музой Исаака Левитана (1860-1900) была Кувшинникова Софья Петровна (урождённая Сафонова; 1847 - 1907), русская художница XIX века. Муза была много старше своего болезненного и, скажем, «психологически нестабильного» возлюбленного. Такая разница в возрасте в паре и в те золотые времена была редкостью, вызывала пересуды.

Замужняя дама, счастливая в браке, она отчего-то привлекала внимание окружающих да и искала внимания, чего уж.

Она писала добротные пейзажи, ее картины покупал сам Третьяков. Ее игрой на фортепьяно заслушивались московские пианисты-виртуозы. Еще она любила охоту, как и ее муж. Софья унаследовала страсть к охоте еще от своего отца. Подолгу пропадая в подмосковных лесах одна, одетая в мужское платье, она всегда возвращалась домой с полным ягдташем. Незаурядная дама, прямо скажем.

С. Кувшинникова. Подмосковный пейзаж (заброшенный парк под Звенигородом)
С. Кувшинникова. Подмосковный пейзаж (заброшенный парк под Звенигородом)

С.Кувшинникова. Плёс
С.Кувшинникова. Плёс

Она была, похоже, еще легким и добрым человеком. Эта вот ее завораживающая «легкость» погубила дружбу Левитана и Чехова. Левитан влюбился в эту взрослую яркую даму, а потом смертельно обиделся на Антона Павловича, своего закадычного друга, разглядев в его «Попрыгунье» свою музу.

Коллаж. Софья Кувшинникова и Исаак Левитан
Коллаж. Софья Кувшинникова и Исаак Левитан

Надо заметить, сходство чеховской истории было во многом документальным: Софья Петровна в 1880-е годы действительно устраивала в Москве в скромной казенной квартирке мужа, служившего полицейским врачом, настоящий артистический салон. Многие в Москве знали этот дом — рядом с Мясницким полицейским участком, у Хитрова рынка, притона мошенников и убийц. В течение долгого времени здесь собиралось пестрое общество художников, артистов, литераторов, певцов. Там бывал и Чехов с братьями (они-то и познакомили Левитана с Софьей Петровной), Перов, Репин, Степанов, звезды  Малого театра - Ермолова, Ленский, Южин и многие другие. Люди находили здесь тепло, уют, общение и неплохое угощение, что для многих гостей было ключевым моментом, чего уж. То есть история из «Попрыгуньи» была московская, реальная, плюс талант рассказчика и тонкого психолога - Антона Павловича. Правда, образ хозяйки салона вышел у него не слишком приглядным. Правильно сделал Левитан, что обиделся, а то, получается, предал бы любимую женщину.

***

В музее в Плесе есть несколько мемориальных артефактов из быта Левитана и Кувшинниковой периода их пребывания в Плесе. Музейщики поведают вам непременно, что Софья Петровна умела создать из «ничего» и рыбачих сетей домашний уют. И это так. Я тоже свидетельствую: комната Кувшинниковой в Плесе оформлена безупречно и просто - глаз отдыхает, душа радуется.

Итак, «увел» Левитан Софью Петровну из мужниного дома с налаженным бытом. Увел по преимуществу на этюды. Они были вместе несколько лет, восемь счастливых лет для обоих. (Пока Левитан не встретил другую «музу».)

В этот «кувшинный» период, считают многие, Левитан стал тем художником, каким мы его знаем сегодня: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка», — удивлялся Чехов.

А что Софья Петровна? А вот что: «Ты не представляешь, что происходит с Софьей Петровной. Балованная добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным устройством жизни, где всё подчинялось ей, она укрощает самоё себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и резкости Левитана, лишь бы вселить в его беспокойную, тревожную душу ощущение лада и надёжности… А людские пересуды ее мало интересуют», - сообщала Чехову его сестра Мария.

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой, 1888 г.
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой, 1888 г.

А вот новость наших дней: на аукционе в Париже работу малоизвестного художника - портрет Дмитрия Кувшинникова - приобрёл член Попечительского совета и большой друг Плёсского музея-заповедника Марк Витальевич Геллер. То есть визуально познакомиться со всеми вершинами любовного треугольника можно будет в музее И. И. Левитана в Плесе.

Работа художника Николая Яковлевича Быкадорова (1857-1891?) вернулась из Парижа в Россию.

Как я люблю такие истории, когда богатые люди оказываются не понарошку щедрыми. Для этого богатство и нужно.

Николай Быкадоров. Портрет Дмитрия Кувшинникова
Николай Быкадоров. Портрет Дмитрия Кувшинникова

Справка. Быкадоров Н.Я. - русский художник, портретист, родился в Новочеркасске. Вольнослушатель Академии Художеств, участвовал во многих выставках, в том числе во Всемирной выставке в Париже. В 1886 г. в подмосковной деревне Давыдково (близ Звенигорода) излюбленном дачном месте столичных художников – он написал портрет и Софьи Петровны Кувшинниковой. В 2019 году этот портрет работы Быкадорова был приобретен музеем И.И. Левитана в Плесе.

Николай Быкадоров. Портрет Софьи Кувшинниковой
Николай Быкадоров. Портрет Софьи Кувшинниковой

Предположительно, оба портрета четы Кувшинниковых написаны художником в один год - летом 1886 года. Это и был год, когда Левитана впервые представили Кувшинниковым в их хлебосольном доме. Начало?

Портрет - это не просто облик человека, это судьба, страница отечественной истории, быта.

Посмотрите на этого господина Дмитрия Кувшинникова, так баловавшего свою женушку, вошедшую в историю и личные судьбы великих людей России. Уже в портрете видно и великодушие и запечатанная душевная боль человека, доктора для небогатых. Его глаза не смеются, но облик его благороден. Человек сострадающий. Как это много…

Кувшинников был врачом и самозабвенным охотником. В начале 1870-х Василий Перов напишет с его колоритной фигуры одного из своих трёх «Охотников на привале» (слева).

Василий Перов. Охотники на привале
Василий Перов. Охотники на привале

Биографы же подтверждают, добрейший Дмитрий Павлович встречал жену-красавицу с «лицом мулатки и фигурой Афродиты» словами: «Софочка, тебя заждался твой журавль…»

«Твой журавль» - как нежно и преданно… Даже лучше, чем у Чехова. Добровольная сдача в плен, в плен любимой женщины…

«Не раз, когда в гостиной жены собиралось пышное общество, — пишет историк искусства Софья Пророкова, — его вызывали остановить кровь, забинтовать рану или дать медицинское заключение о только что совершённом преступлении. Он был общим любимцем, и даже хитровские жулики относились к нему с грубоватой нежностью. После мрачной прокуренной комнаты полицейского участка, после зверских лиц и зрелища крови Кувшинников входил в освещенную гостиную. Он слушал звуки виолончели, пение, игру жены на рояле…»

Что ж, так бывает. Во все времена. Тайна сего есть велика - супружество.

***

Конечно, салоны Софьи Петровны были далеки от столичных, но атмосфера их была неподражаемо московской и, как сказали бы сегодня, «хипстеровской» - на жалованье-то мужа до настоящей богемы не дотянуть, но порадоваться и покуражиться - сколько угодно.

Алексей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой
Алексей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой

…Софья Петровна была большой охотницей за «интересными людьми». Это был ее образ жизни, ее судьба «попрыгуньи»… Была ли в том ее вина?

Она жила по-чеховски и умерла почти по-чеховски - 60-ти лет, как Дымов у Чехова, заразившись тифом при уходе за одинокой женщиной, будучи летом на этюдах… Могила её неизвестна.

Вот вам и попрыгунья.

***

«Софья Петровна Кувшинникова пережила и мужа, и Левитана, и Чехова и своею красивою смертью доказала, что она - не пустельга». (А. С. Лазарев-Грузинский (1861-1927), писатель, друг А.П. Чехова)

А по весне в Плес?

©️ Мила Тонбо 2024

***

Больше материалов о жизни неординарных людей (и общественных парадоксах) в авторской подборке «Времена не выбирают. Судьбы людские»