Найти тему

Один из старейших монастырей России

Оглавление

В славном городе Торжке, что находится в Тверской области, а когда-то был южным форпостом Новгородского княжества, расположен Новоторжский Борисоглебский монастырь (Тверская область, Торжок, ул. Старицкая, 7). Борисоглебский монастырь в Торжке – одна из трех первых обителей, созданных на Русской земле. Две других обители:

Спасо-Преображенский Муромский монастырь, основанный, предположительно, еще Глебом Муромским до 1015, впервые упоминается в 1096 году в «Повести временных лет», и

Печерский монастырь, был основан в 1051 году при Ярославе Мудром, с 1688 Киево-Печерская лавра.

Письменных источников об основании Борисоглебского монастыря не найдено. О значительной древности монастыря говорит выявленный на его территории мощный культурный слой, который датируется XI – первой половиной XII века.

Борис и Глеб первые русские святые

Русские князья Борис (крещен был в честь преподобного Романа Сладкопевца) и Глеб (в крещении Давид в честь пророка Давида) – младшие сыновья Великого Киевского князя Владимира (Владимир I, Красное Солнышко), братья Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного. По духовной грамоте Владимира Борис получил Ростов, по другой версии – Владимир-Волынский, а Глеб – Муром. После смерти великого князя Владимира I в 1015 году престол по праву наследования, но не по воле отца перешел старшему сыну Святополку Туровскому. Опасаясь потерять власть, тот убил своих ближайших родственников – Бориса, Глеба и Святослава из Древлянского княжества. Борис был заколот 24 июля 1015 года на реке Альте близ Переяславля Русского. Глеб был убит под Смоленском 5 сентября 1015 года. Еще позже был убит еще один Владимирович – Святослав, пытавшийся бежать в Венгрию. Борьба завершилась в 1019 году победой Ярослава Мудрого. Святополк, получивший имя Окаянный, умер в возрасте 40 лет в 1019 году: его сразили паралич и безумие.

Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми. Их называют князьями-страстотерпцами, потому что они погибли не за веру, а за исполнение заповедей Божьих – не убий. Канонизированы братья были, скорее всего, при Великом князе Киевском Ярославе Мудром и митрополите Киевском Иоанне I, в воскресенье 24 июля 1037 года в Киевской епархии.

Преподобный Ефрем Новоторжский и его братья

В 988 году усилиями Владимира Красное солнышко состоялось крещение Руси. Через 12 лет первый Венгерский король Иштван начал осуществлять христианизацию своей страны. Согласно «Повести временных лет» между новокрещенными правителями и народами надолго устанавливается «мир и любовь». Венгры славились как бесстрашные и умелые воины. Наверное, поэтому три брата-венгра, Ефрем, Моисей и Георгий, оказались на службе князя Бориса. Георгий пытался защитить Бориса, но сам был убит и обезглавлен.

Убиение князя Бориса и его боярина Георгия. Икона, XIV в. Третьяковская галерея
Убиение князя Бориса и его боярина Георгия. Икона, XIV в. Третьяковская галерея

Старшие братья Георгия, видимо, были в части войска, которое отпустил князь Борис. Когда весть о кровавой расправе на Альте дошла до братьев, они пришли на место гибели своего брата и нашли его голову. Не буду описывать здесь путь Моисея. Скажу только, что последние 10 лет Моисей провел в Печерских пещерах, покинул земной мир 26 июля 1043 года и был погребен в Ближних пещерах, где его святые мощи и поныне (будем надеяться) находятся в пещере преподобного Антония.

Основание монастыря

Старший из трех братьев, Ефрем, пошел в леса на север и поселился на берегу реки Тверцы недалеко от Торжка примерно в 1015-1016 годах. Он унес отсеченную главу брата с собой и хранил ее до конца жизни. Пред своею кончиною в 1053 году преподобный Ефрем завещал вместе с собой положить главу своего брата.

-3

На свои средства Ефрем построил странноприимный дом и стал заботиться о нищих и странниках. В 1038 году Ефрем вместе со своим учеником преподобным Аркадием Новоторжским и другими монахами построил каменный храм в честь Бориса и Глеба. При храме образовался Борисоглебский Новоторжский мужской монастырь, в котором Ефрем стал настоятелем, и оставался им до глубокой старости.

Источник:
Источник:

Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению золотоордынцев. В 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV – начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту. При всех разрушениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

Первая половина XIX в. Уникальный список с ранней поясной иконы святого, держащего на руке первый одноглавый монастырский храм
Первая половина XIX в. Уникальный список с ранней поясной иконы святого, держащего на руке первый одноглавый монастырский храм
Реконструкция храма на основе иконографических образов преподобного Ефрема и на основе аналогичных сохранившихся храмов. Источник: https://vadimrazumov.ru/240114.html?ysclid=lr265dnzaq92403929
Реконструкция храма на основе иконографических образов преподобного Ефрема и на основе аналогичных сохранившихся храмов. Источник: https://vadimrazumov.ru/240114.html?ysclid=lr265dnzaq92403929

Обретение мощей

Похоронен был Ефрем в 1053 году вместе с головой брата Георгия в построенном им храме в каменном гробу, сделанном его руками. В этом же храме у паперти в деревянном гробу был похоронен ученик и сподвижник Ефрема Аркадий, примерно в 1077 году.

11 июня 1572 года архиепископ Новгорода и Пскова Леонид по пути из Москвы в Новгород посетил Борисоглебский монастырь. Когда настоятель показал ему гробницу чудотворца, архиепископ приказал вскрыть ее. Тогда все увидели, что тело преподобного нетленно и ощутили благоухание. В гробе находилась и глава святого Георгия Угрина (венгра). На торжественном и всенародном освидетельствовании нетления мощей и по признании их святыми установлено было праздновать память преподобного Ефрема 28 января.

Канонизация преподобного Аркадия Новоторжского к местному почитанию совершилась, вероятно, в 1584–1587 годы. В 1677 года по благословению митрополита Новгородского и Великолукского Корнилия состоялось торжественное обретение нетленных мощей преподобного Аркадия Новоторжского.

«Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские», Россия, Новый Торжок, конец XIX в. дерево, масло, позолота; 31х28х2,5
«Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские», Россия, Новый Торжок, конец XIX в. дерево, масло, позолота; 31х28х2,5

После обретения мощей началось процветание монастыря.

Жизнь монастыря при Романовых

Первые представители династии Романовых и Патриархи Московские не оставляли своей милостью обитель преподобного Ефрема Новоторжского. Цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич делали богатые вклады и пожертвования в монастырь.

Монастырь строился. План построек монастыря, которые можно увидеть сегодня:

План монастыря. Источник: https://sobory.ru/
План монастыря. Источник: https://sobory.ru/

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с колокольней (1620). Самая древняя постройка монастыря, дошедшая до наших дней. В 1833 г. церковь внутри была перестроена: прежде бывший алтарь обращен был в пономарскую комнату, самая церковь обращена в алтарь, а остальная часть церкви с трапезою обращена в церковь. В советское время убранство церкви и иконы были утрачены. Фотографии сделаны в октябре 2023 года:

В 1717 году была построена небольшая теплая церковь во имя входа Христа Спасителя во Иерусалим вместе с Настоятельским корпусом. Она долгое время стояла без иконостаса и освящения; в 1786 году в нее перенесли старый иконостас и иконы, стоявшие в древней церкви преподобного Ефрема, тогда же была освящена.

Церковь во имя входа Христа Спасителя во Иерусалим и Настоятельский корпус. В глубине справа видная одна из угловых башен. Октябрь 2023
Церковь во имя входа Христа Спасителя во Иерусалим и Настоятельский корпус. В глубине справа видная одна из угловых башен. Октябрь 2023

В 1747 монастырь был окружен каменною оградою с четырьмя круглыми башнями.

Собор Бориса и Глеба, заложен в 1785 году.

"Многое множество г. Торжок пережил опустошений и разорений. но эта церковь 700 лет стояла цела и невредима, будучи охраняема, как святыни, и видимо было, что благодать Божия была над нею." Так писал Иоанн Колосов о Боисоглебском храме, построенном Ефремом и его учеником Аркадием в монастыре.
Новый Борисоглебский Собор, каменный, квадратный с огромным куполом посредине и четырьмя большими по углам, украшенные снаружи и внутри колонными столпами заложен был 1785 года 9 июня Императрицею Екатериною II во время Высочайшего Ея проезда из Москвы в С.-Петербург чрез г. Торжок.
-12

Собор построен по проекту архитектора, действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова. Екатерина II выделила на строительство 22750 рублей. Всего потрачено на строительство Собора 25000 рублей.

Отдельной статьей расходов шло изготовление серебряной без позолоты раки для мощей преподобного Ефрема, стоившей до 2000 руб. серебром:

-13

В Соборе, в тумбах за стеклом хранились молоточек и лопатка, медные посеребренные, с надписями на тумбах и лопатке: «Орудие, коим Ея Величество Императрица Екатерина II закладывала сей Борисоглебский собор 9-го Июня 1785 года».

В конце XVIII столетия в монастыре было множество чугунных ядер, некоторые весившие более одного пуда. В 1792 году весь пол в соборе, существовавший до 1840 года, был сооружен из чугунных плит, перелитых из ядер чугунных, что записано в монастырских документах.

37 образов с Высочайшего разрешения были писаны художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским, за которые всего ему заплачено 1600 руб. ассигнациями.

Источник: Сайт "Православные храмы Тверской земли"
Источник: Сайт "Православные храмы Тверской земли"

К сожалению, осталось всего три образа, написанные неизвестным тогда еще Владимиром Лукичем Боровиковским (1757–1825). Хранятся они в Тверской областной картинной галерее.

В 1839–1840 годах храм был обновлён, переделан и заново освящен в 1841 году. Небольшой иконостас в виде ротонды с иконами кисти В.Л. Боровиковского заменили на большой, в стиле барокко, желтовато-розовое покрытие колонн сменили на зеленовато-синее, тон стен со светло-палевого – на сероватый, чугунный пол заменили деревянным. Все образа, написанные Боровиковским, остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса

Обновленный иконостас Борисоглебского собора: был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними.
Обновленный иконостас Борисоглебского собора: был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними.

В 1811 году была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней, часами и святыми воротами взамен существовавшей здесь Надвратной Крестовоздвиженской церкви 1684 года.  Строилась она 7 лет (с 1804 года) без государственных денег, в основном на монастырские сбережения. По мнению некоторых исследователей, в основу был положен проект архитектора Н. А. Львова, хотя возводили храм уже после смерти зодчего. По факту, чертежи, представленные в Тверскую консисторию, были подписаны архитектором Андреем Васильевичем Фоминым, который с 1782 года работал под руководством Николая Львова. На начальном этапе строительства надзор осуществлял тот же архитектор Фомин, затем городской архитектор Торжка Ф.И. Ананьин. Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка.

С северо-западной стороны монастыря к надвратной церкви примыкает каменное двухэтажное здание, выстроенное в 1809 г. для размещения Духовного училища, Духовного правления и монастырской часовни. С 1825 г. Духовное училище размещалось в зданиях на Успенской улице (ныне пл. Ананьина, 61), упраздненное здание Духовного правления было предоставлено в распоряжение монастырю. Оно стало использоваться под странноприимный дом. Здесь же размещалась монастырская лавка.
В нижнем этаже, в угловой части и в одном флигеле с Духовным правлением, была выстроена в 1811 г. (по другим сведения в 1807 г.) часовня во имя Успения пресвятой Богородицы, при ней имелась комната для сторожа и служителей. Вход в часовню, выходящий на Старицкую улицу, был оформлен крыльцом с колоннами. Автором проекта здания считается архитектор Ф.И. Ананьин.

В 1818 году перестроен каменный корпус для братии:

Братский корпус. Белым выделена самая древняя часть корпуса, построенная в XVII веке. Октябрь 2023
Братский корпус. Белым выделена самая древняя часть корпуса, построенная в XVII веке. Октябрь 2023

Самое позднее строение монастыря – Свечная, или Розовая башня, 1868–1874 гг., архитектор Степан Иванович Гребенщиков, заменившая одну из башен монастырской ограды. Строение решено в стиле эклектики, а декор представляет собой результат смешения двух архитектурных стилей – неорусского и готики. На нижнем этаже размещалась свечная лавка, которая и дала название башне. Также в башне была библиотека и хранилище монастырского архива. Помещение третьего этажа было самое светлое – с трех сторон окна. Здесь было два выхода на балконы для зрителей во время крестных ходов.

Существует предание о том, что библиотекой пользовался Н.М. Карамзин (1766–1826). Однако никаких ссылок на документы Борисоглебского монастыря в «Истории государства Российского» нет, и умер он еще до строительства башни.

Про башню есть еще одна легенда: каждое утро, в определенный час, жители города выходили из дома и смотрели на Розовую башню. Из нее появлялся монах и проходил вокруг по балкону. Если на нем была белая накидка, то ожидался солнечный день, отсутствие накидки или черная ряса означали пасмурную погоду. Все считали это свидетельством того, что монахи обладают какими-то таинственными знаниями о погоде, которые им посылает Бог. По одной из версий после революции в монастыре нашли барометр. По другой – барометр был в помещении библиотеки.

 П. Ф. Добрынин. Свечная (Розовая) башня Борисоглебского монастыря в Торжке, 1920-е гг. Дар Народному краеведческому музею, март 1963 г. Октябрь 2023 года
П. Ф. Добрынин. Свечная (Розовая) башня Борисоглебского монастыря в Торжке, 1920-е гг. Дар Народному краеведческому музею, март 1963 г. Октябрь 2023 года

Монастырь после 1917 года

В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же находились мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В 1923 году мощи преподобных Ефрема и Аркадия были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В 1936 году при закрытии храма мощи исчезли.

Начало ХХ века
Начало ХХ века

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

1950-1970 годы
1950-1970 годы

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года – тюрьма, а в 1985-1988 годах – лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

1985-1989
1985-1989

Возрождение монастыря

В 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей:

В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью. В 1995 году в обитель приезжают пять монахов и поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в монастыре совершена первая Литургия.

21.07.2019 в монастырь были переданы мощи Аркадия Новоторжского. Эти мощи были обретены в ковчеге в музее, когда в 30-х годах ХХ века все церковное изымалось и отдавалось в музеи атеизма. Журнал "Фома":

-25

В 2022 году уникальное захоронение нашли у колокольни Борисоглебского монастыря. Археологи впервые за всю свою практику обнаружили некрополь – захоронение взрослых и маленьких прихожан, где гроб был сделан с выделкой под лицо человека. Специалисты датируют его XI–XII веками. У одной из находок отпечаталось подобие нимба вокруг головы, а сами останки напоминают древнюю икону. "Вести-Тверь", 23.08.2022:

В 2022–2023 годах в Надвратной церкви Спаса Нерукотворного установлен иконостас за счет благодетеля силами братии монастыря:

-27

Памятник Ефрему Новоторскому

Установлен в Торжке 14 июля 2015 года, около храма Благовещения Богородицы, скульптор Евгений Антонов. Интересная деталь – голуби, садящиеся на руки и плечи святого. Голуби изображены на гербе Торжка.

-28

От памятника начинается Старицкая улица, на которой стоит монастырь.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ
(1)
Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо». Журнал "Фома"
(2)
Димитрий (Самбикин). Борисоглебский мужской монастырь // Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. – Тверь: Типография губернского правления, 1903
(3)
Илиодор (иеромонах). Историческо-статистическое описание города Торжка / составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря Иеромонахом Илиодором, что ныне Строителем Теребенской пустыни. –Тверь : Типография губернского правления, 1860
(4)
Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890
(5)
Писцовые и переписные книги Торжка XVII — начала XVIII в. Ч. 1 / Сост. И. Ю. Анкудинов, П. Д. Малыгин. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014
(6)
Православные храмы Тверской земли. Сайт