Сегодня многие авторы используют кликбейт, чтобы привлечь читателя любой ценой. Даже для платформ вроде Дзена, где он, казалось бы, запрещен, придумывают обходные пути, не задумываясь о морально-этической стороне вопроса.
Я же хочу в этой статье разобрать способы, которыми эти заголовки создают, чтобы вы понимали их и могли «фильтровать».
Давайте посмотрим, из чего складывается кликбейтный заголовок и почему он так вреден.
Кликабельность против кликбейтности
Грань между просто кликабельным и манипулятивным кликбейтным заголовком очень тонка. От умеренной кликабельности до откровенного кликбейта — всего один шаг. И наоборот: совершенно неинтересный скучный заголовок может просто «убить» даже самую качественную статью, лишив ее читателей.
Давайте подробно разберем множество разных приемов и уловок, которые часто используются в кликбейтных заголовках, чтобы хорошо понять, что именно с ними не так и научиться отличать от обычных интригующих, но не манипулирующих читателем заголовков.
Знаки препинания — знаки внимания
Один из самых распространенных и действенных приемов притягивания внимания читателя к заголовку — это использование в нем различных знаков препинания, а конкретно — двоеточия и многоточия.
Почему именно эти два знака повышают внимание? Двоеточие создает ожидание важного разъяснения, уточнения или примера к сказанному, а многоточие — намекает на недосказанность, пропущенные подробности, обрывает мысль на полуслове…
Оба приема заставляют читателя кликнуть, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос или восполнить пропущенную информацию.
Так кликбейт играет на любопытстве, завлекая кликом под видом незаконченной мысли.
Однако, сами по себе знаки препинания полностью легитимны: и двоеточия, и многоточия можно использовать в хорошем, полноценном и фактологическом заголовке.
Проблемы начинаются, когда эти знаки препинания используются в совокупности со следующими методами…
Кликбейт «давит» эмоциями
Еще один очень распространенный и эффективный прием создания кликбейтных заголовков — попытка вызвать у читателя самые сильные эмоции. Яркий кликбейтный заголовок обязательно содержит слова, призванные по максимуму зацепить интерес, вызвать удивление, шок, смех, грусть, радость или даже ненависть.
Используются такие фразы как «шокирующее заявление», «сенсационное открытие», «громкий скандал» и так далее.
Или, напротив, что-то предельно личное, от первого лица, также рвущееся эмоциями: «я НЕНАВИЖУ капусту!» — хотя это, бесспорно, чаще используется легитимно, чем кликбейта ради.
Цель — максимально заинтриговать читателя, заставить его испытать сильные эмоции, которые захочется утолить, прочитав статью.
Например: «Шок! Нашумевшая популярная группа внезапно распалась после громкого скандала!». Подобные эмоционально окрашенные заголовки нажимают на самые базовые человеческие чувства и реакции.
Недосказа…
Еще один из самых излюбленных и эффективных приемов создания кликбейтных заголовков — специально оставить недосказанность, загадку, оборвать мысль на полуслове, чтобы вызвать максимальное любопытство.
Типичный пример: «Сенсация! Известная мировая киноактриса неожиданно оставила после себя шокирующее и неоднозначное заявление…».
В таких заголовках автор специально обрывает интригу на самом интересном месте, не договаривает, не раскрывает подробности, оставляя читателя в полном недоумении.
Это заставляет кликнуть и узнать ответ, просто из грубого животного любопытства.
Использование КАПСА
Еще один распространенный прием для повышения кликабельности заголовка — написание отдельных слов или фраз ПОЛНОСТЬЮ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Это моментально притягивает взгляд читателя.
Однако в отличие от обычных кликабельных заголовков, в кликбейте таким образом чаще всего выделяются совершенно ничего не значащие слова, не несущие смысловой нагрузки.
Например: «ШОК! Эксперт рассказал: ЧТО нужно делать с надоевшими сусликами…» — тогда как «нормальный» заголовок с капсом выглядел бы примерно так (выделяя главное): «Сусликовод Вася Петухов поделился своим мнением: КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СУСЛИКА-ВРЕДИТЕЛЯ».
КАПС безусловно притягивает внимание, но здесь используется исключительно для манипуляции.
(Дез)иллюстрация
Иллюстрациям кликбейта, по хорошему, стоило бы посвятить отдельную статью. Но, если кратко, кликбейтные иллюстрации делятся на три категории:
- Дезинформационные — не имеют отношения к теме. Пример: «Известный медик рассказал: гомосома смертельна, но…» — и это сопровождает фотография известного медика с ТВ (кто там был, Малахов?).
- «Круги на полях» — берется любое стоковое фото, обводятся три пикселя и ставится ЖИРНАЯ КРАСНАЯ СТРЕЛКА.
- Днищесток — самый ленивый вариант. Автор кликбейтной статьи выбирает яркую, но никак не относящуюся к теме картинку с фотостока, и на этом — его полномочия всё.
Муха из слона (и наоборот)
Еще один распространенный прием создания кликбейтных заголовков — сильно преувеличенная или преуменьшенная важность и масштаб описываемых в заголовке событий. Автор намеренно делает из мухи слона, лишь бы привлечь внимание.
В качестве примера можно привести такой заголовок: «Шок: Дутин травит и методично уничтожает собственный народ опасными химическими отходами по всей России!».
На деле же в статье может идти речь о локальном случае загрязнения водоема стоками на одном небольшом предприятии.
Но ради кликов автор сильно домысливает и раздувает масштаб, разбавляя тенденциозные экстраполяции шокирующими фотографиями малиновой рыбы из потравленного озера — если, конечно, произошедшее вообще имело место быть.
Тупая и наглая ложь
Нередко авторы кликбейтных заголовков заходят еще дальше, прибегая к откровенной лжи, чистому вымыслу ради привлечения внимания. При достаточном опыте и знаниях, такие фейки можно отличить уже даже по самому заголовку.
Ярким примером могут служить такие заголовки:
«Сенсация! Ученые нашли неопровержимые доказательства реального существования НЛО и инопланетян…».
«Эксклюзив: Хакеры опубликовали секретную переписку Байдена, доказывающую его связи с движением ктулху-сионистов! Читать продолжение в источнике…».
Подобный откровенный вымысел и дезинформация рассчитаны исключительно на доверчивость и легковерность читателей. Здесь вам поможет здравый смысл: если это «сенсация», то почему она у них эксклюзивна, а не разошлась по передовицам мировых СМИ?
Может ли кликбейт быть полезен?
Несмотря на то, что подобные приемы заведомо неэтичны и манипулятивны, в очень редких случаях кликбейт может принести и некоторую пользу.
Например, таким способом можно привлечь внимание общественности к действительно важным проблемам, которые обычно замалчиваются или игнорируются. Тогда цель оправдывает средства.
Однако, в 99% случаев кликбейт используется исключительно ради пресловутых просмотров, показов рекламы и прочих показателей, популярности и заработка. Авторы не задумываются о последствиях обмана и манипуляции сознанием людей.
Поэтому так важно уметь распознавать уловки кликбейта, о которых мы сегодня подробно поговорили, чтобы не попадаться на подобные «крючки» и не становиться жертвой обмана.
Заключение:
Итак, в этой статье мы внимательно разобрали целый спектр различных уловок и приемов, которые используются при создании кликбейтных заголовков. Это игра на эмоциях, провокационные знаки препинания, недосказанность, КАПС, преувеличение и откровенная ложь.
Зная все эти хитрости в деталях, вы научитесь гораздо легче распознавать кликбейт и не попадаться на его манипуляции и обман. Главное — всегда критически относиться к заголовкам и понимать, что часто за ними кроется лишь цель привлечь как можно больше просмотров и лайков, а не донести действительно важную информацию.
Но это — не всё. Иногда уставший мозг все же может пропустить кликбейт, и вы прочитаете текст… Спорной достоверности. Сами того не поняв. «А как тут понять», спросите вы? А на этот вопрос я уже отвечал в давней, но не потерявшей актуальности статье:
[ Самостоятельный фактчекинг: рассказываю 5 советов, как определить лживость публикаций в мире постправды ]
Будьте внимательны и бдительны! Спасибо за уделенное этой статье время. Всего доброго!