Сколько стоит фотография?
Любой товар стоит ровно столько, за сколько его готовы купить. Это аксиома. Если предложенная цена превышает себестоимость, то это не товар, а хобби.
Но сколько может стоить фотография? Очевидный ответ – столько же, сколько любое художественное произведение. Цену назначит автор. Покупатель может согласиться или уйти. Может даже возмущаться, но по итогу, выбор один – согласиться или уйти. Как сказал один из героев популярной трилогии: «Это потому, что в искусстве нет объективных критериев».
В январе 2016 года ирландский фотограф и фотохудожник Кевин Эбош продал фотографию за €1 000 000. На снимке изображена обыкновенная картошка на чёрном фоне, освещенная одним источником света. Фотографию приобрёл неизвестный коллекционер, который заметил её на стене в доме Эбоша, будучи у него в гостях. Фотограф назвал цену в миллион евро, а покупатель принял её без колебаний.
Интересно было бы взглянуть на ценовую политику наших оппонентов. Ключевые игроки, почему-то, не афишируют прайсы на содержимое своих фотобанков. Например, крупнейший и старейший отечественный фотобанк ТАСС назначает ценник не за фото, как таковое, а за виды и способы использования. Чем руководствуются при оценке, нам не известно. Стоимость озвучивают только по конкретному запросу.
Мы нашли предложение наших региональных издательств. У них ценник также не зависит от художественной или информационной ценности. Просто для СМИ цена в два раза выше, нежели для иных потребителей. А вот прайс за исключительные права уже вполне себе соизмерим с минимальным размером компенсации за их нарушение… "Особое предложение" для коллег по цеху сохраняется и в этом случае.
На фотостоках, несомненно, ценник более демократичный. Да и автору перепадает, в среднем, лишь 25% с каждой продажи. Но там, можно сказать, другая бизнес-модель: а) автор не вникает в процесс продаж; б) владелец несет издержки по содержанию сайта. Опять же, стоки – это доступная монетизация для начинающего автора. Это личный выбор каждого и он ни к чему не обязывает других участников рынка. В конце концов, даже в такси кто-то работает сам, а кто-то через парк.
Правда, тут есть риски. На наш взгляд фотостоки – самый короткий путь трансформации фоторабот в так называемые орфанные. Кроме того, зачастую там рождаются нарушения использования в отношениях «клиент-заказчик», о которых мы уже писали. К слову, за последние полтора года у многих отечественных авторов скопились очень, очень приличные суммы на зарубежных площадках, вроде Шаттерстока. Тоже риск…
Напоследок, информация к размышлению, о соотношении художественной и коммерческой ценности фотографий. Как думаете, сколько может стоить фото магазинного прилавка и речной поймы? Использованные изображения приведены в целях цитирования.