Найти в Дзене
Владимир Нагирняк

Тема штрафников в советском кино - кто же первым озвучил ее с экрана?

Главный советский кино"штрафник" Левченко.  Кадры из картины "Место встречи изменить нельзя"
Главный советский кино"штрафник" Левченко. Кадры из картины "Место встречи изменить нельзя"

А в каких советских фильмах и самое главное - когда в советском кино начали упоминать штрафников и штрафные части?

Поставил перед собой этот вопрос и задумался. Но примеров нашел в памяти не очень много. Вернее, совсем мало. Понятно, что тема штрафных частей в советской послевоенной культуре не была под запретом, раз кино и телевидение СССР позволяли себе их упоминать. Но это было редким явлением. С одной стороны, помещать тему штрафников в табу было глупо, так как поколение зрителей, которого коснулась Великая Отечественная прекрасно о ней знало. С другой стороны, эта тема не вписывалась в исключительно светлый образ Красной Армии, который начали создавать после войны. Поэтому предположу, что тогда могла действовать позиция, что штрафбаты - это неотъемлемая часть войны и из песни слов не выкинешь, но петь их совсем необязательно. 

Тем не менее, некоторые режиссеры, снимавшие военное и околовоенное кино,  обладали достаточной твердостью, что бы пробить это "необязательно" и напомнить зрителю в своих картинах о том, что штрафники были.

Самым известным примером является шедевр Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Предположу, что для советского времени этот фильм является главной "штрафной" картиной, потому что с этой темой в нем связан один из главных героев фильма - Левченко, отлично воплощенный на экране Виктором Павловым. Исключить его из сценария было нельзя, так как это бы просто разрушило картину, где финал является пиком эмоций для зрителя.

Но при этом, нельзя утверждать, что Говорухин стал первым из режиссеров, кто так смело стал оперировать в кино термином "штрафбат".  Дорогу к этому ему проторили здесь другие. Например, Леонид Федорович Быков использовал его в своем незабвенном "В бой идут одни старики". Тема штрафных частей в нем всплывает во время разговора комэска "Маэстро" и его ведомого Сергея, где они беседует по душам и последний в отчаянии признается командиру, что сломался для неба, но готов воевать на земле в пехоте и даже в штрафбате.  Все это произошло на экране раньше "Места встречи", так как "Старики" вышли в прокат в 1973-м, а "Место встречи" родилось лишь в 1979-м.

Но вот стал ли Быков первым в этом деле?  Ответа на этот  вопрос у меня пока нет.

Владимир Нагирняк

Другое о советском военном кино и актерах: