Рассказывают, что в молодости двоюродный дядя Николая II, великий князь Николай Николаевич собрался жениться по любви. Но со свадьбой не срослось, потому что правивший в тот момент Александр III якобы выдал одну из своих фраз, которые следует отливать в граните:
- Я нахожусь в родстве со многими правящими домами Европы, но с Петербургским Гостиным двором в родстве никогда не состоял и не буду.
Насчет того, что император на самом деле ЭТО говорил, лично у меня есть большие сомнения, так же как и во всех прочих современных анекдото-былях об императоре Александре III. Но вот то, что Николай Николаевич в некотором роде чуть не оказался в ситуации героя картины «Сватовство майора» - это совершенно точно. Потому что в то время когда другие великие князья, в том числе и отец Николая Николаевича, спокойно жили себе с балеринами, НикНик решил выделиться. Он влюбился в КУПЧИХУ. И собрался на ней жениться.
План жениться на купчихе был бы отличным, если не пара проблем:
избранница Николая Николаевича Софья Буренина была замужем. И у нее имелось двое детей. А великому князю следовало получить разрешение у государя императора. То есть у Александра III.
Тут следует отметить, что сколь Александр III был примерным семьянином, столь его дядя и отец жениха не являлся в этом плане образцом для подражания. Николай Николаевич-старший свою официальную жену Александру Петровну самым натуральным образом выгнал из дворца, обвинил ее в супружеской неверности и, что уж совсем ни в какие рамки не лезет, предъявил супруге список всех подаренных драгоценностей и потребовал вернуть все по описи. Плюсом ко всему у жены вообще-то в тот момент отнялись ноги, она ходить не могла. Правда, и Александра Петровна тоже со своей стороны была интересной женщиной: раздавала деньги на благотворительность широкой рукой направо и налево, совершенно не обращая внимания на то, какими капиталами она реально располагала. И ладно бы только на благотворительность – шарлатаны замечательно наживались от ее слишком широкой души.
Поэтому не стоит удивляться тому, что Николай Николаевич-младший попробовал найти свое личное счастье где-нибудь за пределами своего обычного круга. Хотя Софья Буренина тоже оказалась дамой весьма занятной.
В начале 1888 года в дневниках петербургского начальства и великосветских сплетниц стали появляться записи о том, что Николай Николаевич-младший просил у императора разрешения жениться. Причем в разных воспоминаниях указываются разные версии: то ли он просил сам, то ли через отца, то ли вообще Буренина съездила к матери НикНика Александре Петровне (она по приказу императора жила в Киеве) и пообещала ей денег, если та попросит императора дать разрешение на свадьбу. У всех ситуация описывается по-разному.
И вроде бы царь даже дал разрешение, но потом Софья Буренина вздумала поинтересоваться, а какой она получит статус после свадьбы, которую разрешили сыграть весьма неофициальным порядком. И отправила жениха к царю с этим вопросом. После чего царь рассердился и жениться НикНику запретил. Как будто бы вот тут знаменитые слова про то, что Александр III не собирается породниться с Гостиным двором.
Вроде бы и конец истории. Но слухи 1888 года имели продолжение. Видимо, тогда история со свадьбой заглохла, но окончательного отказа царь не дал. Потому что 7 августа 1892 года на тему предстоящей свадьбы обер-прокурор Победоносцев написал письмо царю:
«В присутствии Вашего Императорского Величества, в Гатчине, 6-го мая, Вы соизволили словесно разрешить великому князю Николаю Николаевичу вступить в брак с простою женщиной, которую он желает иметь у себя законною женою, но с тем, чтобы никаких прав при том не было ей предоставлено, и чтобы брак этот не имел никакого официального значения.
Женщина эта замужняя, но о разводе ее, по вине мужа (Буренина), начато дело, по коему петербургская духовная консистория постановила уже решение о разводе, с предоставлением разведенной жене вступить в новый брак. Это решение на сих днях должно быть утверждено Св. Синодом и вступить в полную силу.
Великий князь Николай Николаевич желает повенчаться с нею немедленно, то есть 16 августа, без всякой огласки, в деревне, в его имении в Тульской губернии Алексинского уезда, с. Першине.
Но священник, конечно, затруднился бы совершить венчание члена императорской фамилии, не имея в виду высочайшего разрешения на брак.
Великий князь просит меня написать тульскому преосвященному конфиденциально о том, что вследствие высочайшего дозволения этот негласный брак может быть совершен.
Может быть, в виду неофициального характера этого брака, такой способ извещения чрез мое посредство и представлял бы удобство. Но я нахожусь в недоумении, в праве ли я это сделать, и долгом почитаю испрашивать указаний Вашего Императорского Величества.
Мне не известно:
1) словесное разрешение Вашего Величества выражено ли в какой-либо форме по министерству императорского двора, и
2) были ли по сему министерству какие - либо распоряжения или объяснения с великим князем по поводу предполагаемого брака.
Брак, если совершится, должен быть записан в метрической книге села Першина, по общей форме (образец коей при сем почитаю не лишним приложить).
Вместе с сим пишу графу Воронцову-Дашкову. Великий князь, конечно, будет торопить меня, но без разрешения Вашего величества я не решусь писать архиерею. Если бы Вашему величеству угодно было потребовать от меня личных объяснений, я нахожусь в готовности.
7 августа 1892 года
Константин Победоносцев
Петербург»
Прочитав это письмо, Александр III наложил резолюцию:
«Очень хорошо, что написали мне, так как по изменившимся обстоятельствам брак этот мною не дозволен»
И никаких «Не хочу породниться с Гостиным двором».
Может быть, он это и говорил. Но скорее всего – нет.
Но читая вот это письмо Победоносцева, я никак не могу отделаться от мысли: а не Константин Петрович ли виной тому, что великий князь так и не женился на любимой купчихе?! Ведь этот зануда всегда знал, что сказать царю, чтобы он принял то решение, которое обер-прокурор Святейшего Синода считает правильным.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.