В середине декабря 1989 в эпоху правления Буша старшего США осуществили военное вторжение в Панаму. Предлогом вторжения было свержение фактического правителя Панамы генерала Мануэля Норьеги, который разыскивался властями США за рэкет и незаконный оборот наркотиков. Реальной же целью американцев был контроль над Панамским каналом. Который сегодня обрабатывает около 3% мировых объемов морской торговли и 46% контейнеров, следующих из Северо-Восточной Азии на восточное побережье США. Канал является крупнейшим источником дохода Панамы, принося в 2022 году 4,3 миллиарда долларов.
Невиданная засуха ставит под угрозу существования логистических маршрутов, обеспечивавших объём торговли в 270 млрд. долл. в год. И эту проблему не решить с помощью военных или экономических санкций.
В текущий момент уровень воды Панамского канала опустился ниже критической отметки на 1,8 метра. Что существенно замедляет пропускную способность и исключает проводку наиболее крупных судов.
Специалисты изучают разные варианты решения проблемы. Предлагая и такие экзотические решения, как создание искусственных облаков для восполнения объёмов воды за счёт осадков.
Впрочем, всё это пока лишь на уровне дискуссий. Экономика восстановления канала выглядит достаточно туманно. Когда речь о делах природных - простых решений быть не может. И трафик контейнеровозов и танкеров, как и прибыли транснациональных корпораций - лишь вершина айсберга.
Собираясь на ежегодной климатической конференции люди в дорогих костюмах много дискутируют на тему "устойчивого управления". На деле всё это редко выходит за пределы того мира, что мы теперь называем "Сада Борреля". Да и в нём полно мест до которых "устойчивое развитие" не доходит.
Что говорить о какой-то Панаме. Где за это время построили "мини Майами" из стекла и бетона, но совершенно не заботились вопросами обеспечения жителей пресной водой.
Не буду грузить вас всеми нюансами. Суть в том, что происходящее отнюдь не свалившаяся с неба "кара небесная". А следствие потребительского и непродуманного отношения в управлении сложным гидрологическим объектом. И развития страны в целом.
Какова будет дальнейшая судьба Панамского канала - сказать сложно. На кону огромные деньги, но решить проблему может оказаться ещё дороже. Кроме того, неясно кто и как мог бы обеспечить финансирование. Замедление торговли или изменение логистических маршрутов подрывает сложившиеся устои. Можно фантазировать, но в реальности сложно предсказать какое влияние это изменение может оказать на мировую экономику и особенно экономику самих США.
Россия с партнёрами активно работает над реализацией нескольких логистических маршрутов. Впрочем, ни один из них не в интересах США. Северный Морской Путь частично может компенсировать. Но текущая проблема в том, что основной торговый флот попросту не приспособлен к хождению в высоких широтах. Ожидать здесь каких-то стремительных изменений точно не стоит. Процесс будет происходить постепенно и поэтапно.
Коридор Север-Юг, как и китайский проект Один пояс больше про Евразию и прилегающие районы.
Большой проект альтернативного Панамскому каналу в Никарагуа мог бы стать хорошим дублёром. В Вашингтоне понимают это и рады бы были переориентировать свои интересы в эту Латиноамериканскую страну. Но... увы, там их мягко говоря не ждут, а провернуть подобное 1989 году в Панаме уже не получится.
Россия и Китай являются наиболее перспективными мастер-партнёрами, способными реализовать и управлять таким проектом. Работа в этом направлении ведётся и контакты с Никарагуа в последние пару лет заметно участились. Страна является одним из претендентов на статус полноправного члена БРИКС.
Учитывая происходящее в Панаме, можно предположить, что текущий год может стать определяющим судьбу этого проекта. Вступление или более тесная интеграция Никарагуа с БРИКС стало бы сигналом к началу реализации. Кажется, лучший момент представить сложно!
------------
Спасибо за внимание к публикации. Жмите "палец вверх", если время прошло не зря!
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812