Что такое дирижабль и как он работает?
Дирижабль с французского переводится как «управляемый». Это аэростат (т.е. летательный аппарат легче воздуха), принцип действия которого основан на законе Архимеда (т.е. чем меньше плотность газа внутри шара и чем больше сам шар, тем выше подъёмная сила).
Всего существуют около 12 видов газа легче воздуха, но только водород (в 14,5 раз легче воздуха) и гелий (в 7,2 раза легче воздуха) используют для дирижаблей. Остальные газы легче воздуха не более чем в 2 раза и не дают необходимой подъемной силы. Гелий, в отличии от водорода, не горючий и более безопасный, однако в необходимых количествах он был только у США, что заставляло многие страны использовать водород. В качестве силовой установки использовались в основном авиационные двигатели внутреннего сгорания с пропеллерами.
Применение
Дирижабли начали использовать в бою уже в первую мировую войну. Облака активно использовались для маскировки летающего корабля, однако необходимо было наблюдать землю для корректировки полета и атаки на цель. Для того что бы не рисковать самим дирижаблем были придуманы наблюдательные гондолы (Специальные капсулы, которые спускались вниз с дирижабля на тросах длинной до 900 метров). Пример такой гондолы можно наблюдать ниже.
Однако огромные и неповоротливые дирижабли наполненные горючим водородом, не смотря на наличие пулеметов, были прекрасной целью для самолетов противника. Поэтому не смотря на более 200 налетов и более 1100 разведывательных полетов германских дирижаблей в первую мировую, стало очевидно, что в бою им должны прийти на смену более дешевые и маневренные аппараты.
В период между первой и второй мировой войной произошел сначала «золотой век» а затем и «закат» эпохи дирижаблей.
Главными преимуществами были большая грузоподъемность и дальность беспосадочных полетов, а также маленький удельный расход топлива, что делало стоимость полета более дешевым.
В 1929 году на дирижабле LZ 127 «Граф Цеппелин» начали совершать сначала трансатлантические рейсы, а так же совершен первый кругосветный перелет. Где за 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров.
Путешествие в дирижаблях середины 1930х годов по комфортабельности не имел себе равных, не то, что с самолетами того времени, но и с современными бизнес лайнерами.
Британский жёсткий дирижабль R101 имел 50 пассажирских кают со спальными местами, расположенными на двух палубах, столовую на 60 человек, две прогулочные палубы с окнами вдоль стен. Имелась даже комната для курения на 24 человека.
Но были у них и существенные недостатки:
Крупные дирижабли того времени не были приспособлены к посадке на необорудованное место. При приближении к площадке с них сбрасывали тросы длинной свыше 200 метров люди с помощью лебедок притягивали дирижабль к матче и фиксировали его. Причаленный дирижабль мог вращаться вокруг мачты как флюгер.
Малая скорость относительно самолетов, сложность в приземлении, зависимость от погодных условий, необходимость в огромных ангарах и высокая стоимость обслуживания вкупе с низкой надежностью,
Крушение пассажирского дирижабль-лайнера «Гинденбург»(пятая и шестая картинка) в 1937 году поставило крест над дальнейшим развитием дирижаблей. При крушении погибло 36 человек.
Несмотря на то, что дирижабли редко горели и терпели аварии, они приносили намного большие разрушения и общественный резонанс от них был несравненно выше, чем от аварий на самолетах. Возможно этого бы не случилось имей немецкая компания графа Цеппелина достаточный доступ к гелию. Но сослагательного наклонения в истории нет.
В современном мире они используются в основном в рекламных, развлекательных и научных целях.
Подписывайтесь на мой канал в Дзене. Так же веду свой канал в телеграмме https://t.me/gotigor, где сухие даты и события приобретают живую историю! Разбираем, что не знали и вспоминаем, что забыли. Подписывайся, будет интересно.