В середине ноября 1941 года немецко-фашистское командование предприняло ещё одно, последнее, наступление на Москву. Ценой больших потерь немцам удалось на отдельных участках фронта подойти к Москве на расстояние 25-30 километров, но, на этом, наступательные возможности Вермахта иссякли. В это трудное время, защитники столицы не теряли присутствия духа и упорно отстаивали каждую пядь родной земли. Они верили, что жертвы их будут не напрасны, что придет час и враг будет не только остановлен, но и отброшен от стен столицы.
Подходило время решительного контрнаступления советских войск. Под Москвой сосредотачивались свежие пехотные, танковые, артиллерийские части. Увеличивались силы советской авиации в районе Москвы, резко усилились удары с воздуха по немецким войскам. Так, за один день 4 декабря под Москвой только летчиками 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО штурмовыми ударами было уничтожено и повреждено 14 танков, 125 автомашин, 42 повозки, много другой техники противника. Летчики ПВО провели также 33 воздушных боя, в которых сбили 19 немецких самолетов. Преграждая путь к Москве, в схватках с вражескими самолетами погибли несколько лётчиков ПВО: сержант Е. Н. Иванов, старший сержант Ю. Ю. Пионтковский, лейтенант Ф. В. Воронежцев, старший политрук С. С. Колесников… В бою с одним из бомбардировщиков погиб также юный летчик 562-го истребительного авиационного полка 21-летний сержант А. Е. Левин.
Алексей Егорович Левин* родился 17 февраля 1920 года в городе Рошаль Московской области. Кроме 7 классов, окончил также школу ФЗУ при заводе № 22, работал токарем. 29 марта 1940 года был призван Кунцевским РВК в ряды Красной Армии. Учился в Качинской авиационной школе им. А. Ф. Мясникова, которую закончил уже тогда, когда немцы наступали на Москву, в октябре 1941 года. Сначала попал в 11-й истребительный полк, но затем был переведен в 562-й полк. Молодой летчик успел совершить всего 2 боевых вылета. Третий вылет оказался роковым…
Поздним вечером 4 декабря, на истребителе Як-1 сержант Левин патрулировал в отведенной ему зоне. В темноте рыскали прожекторные лучи, разыскивающие вражеские самолеты. В один из моментов, на высоте 4.000 метров, лучи поймали и осветили немецкий Хейнкель-111, идущий к Москве. Заметив врага, Левин стал обстреливать бомбардировщик. Тот, спасаясь от преследования, стал резко снижаться, стараясь скрыться в темноте. Стал снижаться и Левин. Как ни старался немецкий летчик оторваться от преследователя, это ему не удалось: советский истребитель неотступно следовал за «хейнкелем». Самолеты с ревом неслись уже над самой землей, всего на 50-100 метрах высоты. Полет на такой малой высоте, да ещё в темноте, был смертельно опасен для обоих противников.
О том, как в дальнейшем проходил поединок можно лишь догадываться, так как Левин из боя не вернулся. То ли боеприпасы у него закончилось, то ли оружие отказало – неизвестно. Правда это или нет, но в некоторых средствах массовой информации сообщается, что он пошел на таран вражеского самолета и погиб при этом. Возможно, легкий «як» Левина отбросило силой удара к земле. Оглушенному, а может быть, и раненому летчику не хватило времени и высоты, чтобы спастись и он разбился вместе с истребителем при ударе о землю. Хотя не исключено, что Левин не предпринимал таранную атаку, а погиб по другой причине. Во всяком случае, в документах ОБД Мемориал записано, что он «погиб в воздушном бою»…
По немецким данным, в тот день из налета на Москву не вернулся He 111H-6 WNr.4479 1T+KK из 1-й группы 28-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе. Поначалу члены экипажа самолета – пилот унтер-офицер Карл Вайдлинг, радист обер-ефрейтор Вилли Вайссенбергер, механик обер-ефрейтор Рихард Гадике и стрелок фельдфебель Рольф Райтер – были занесены в список пропавших без вести, но через некоторое время всем летчикам, в том числе раненому Гадике,** удалось вернуться. Правда, радость Вайдлинга, Вайссенбергера и Райтера была не долгой - уже 15 декабря они снова не возвратились с боевого задания, на этот раз навсегда. Впрочем, мы отвлеклись. Так вот, причина и район потери самолета номер 4479 так и остались неясными. Был ли этот «хейнкель» действительно таранен сержантом Левиным? Однозначно ответить на этот вопрос пока не представляется возможным. Ведь, как уже говорилось, 4 декабря летчики ПВО сбили 19 немецких самолетов, в том числе несколько бомбардировщиков типа Хейнкель-111. Так, один Хе-111 в районе Красной Поляны сбили пилоты 28-го полка лейтенант Е. М. Горбатюк, старший лейтенант И. В. Поляков и Н. М. Соркин. Младшие лейтенанта И. П. Левша и С. Г. Ридный из 126-го авиаполка сбили в паре один Хе-111 в районе Малаховки, звено лейтенанта Ф. В. Митрофанова из 445-го полка сбило в районе Алабино ещё один Хе-111…
Короче говоря, вопрос о том, совершал ли воздушный таран сержант Левин остается открытым. Остается надеяться, что когда-нибудь точные обстоятельства гибели отважного лётчика станут известны и, возможно, подтвердится факт воздушного тарана…
Погибший в бою смертью храбрых Алексей Левин был похоронен в городе Химки,*** недалеко от аэродрома своего полка. Позже, 4 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР сержант А. Е. Левин посмертно был награжден орденом Красного Знамени.
А на следующий день после гибели Алексея Левина ударом по врагу войск левого крыла Калининского фронта началось контрнаступление советских войск под Москвой, в результате чего, немецко-фашистские войска потерпели первое крупное поражение во второй мировой войне…
Примечания:
* В некоторых публикациях имя Левина указывается как Абрам, а отчество – как Георгиевич. В документах ОБД Мемориал он значится как Левин Алексей Егорович (Егорьевич), а его отец – как Левин Егор Степанович.
** По другим данным, он погиб.
*** В мае 2007 года прах А. Е. Левина был перезахоронен на Аллее Героев Новолужинского кладбища города Химки.
Не щадя своей жизни
5 минут
32 прочтения
4 января 20244 янв 2024