Понять творчество А.С. Пушкина и осознать, что именно Пушкин стал «нашим всем» можно только тогда, когда его произведения воспринимаются нами через призму эпохи «самостоянья человека». Начало ХIХ века – это становление русской культуры, языка, основных концептов жизни: семейные ценности, воспитание «положительно прекрасного человека», формирование чувства патриотизма, вот, как об этом писал поэт:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Узнать о времени, которое явилось самой яркой страницей отечественной истории можно, проследив дружеские связи Пушкина. В жизни Александра Пушкина есть ряд важных эпизодов, которые в оптике традиционного, господствующего уже полтора столетия «пушкиноцентризма» до сих пор не получили сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. К таковым следует отнести и историю острейшего и долгого конфликта поэта с графом Фёдором Ивановичем Толстым (1782–1846).
Граф Ф. И. Толстой, прозванный Американцем, был человек необыкновенный, порочный и привлекательный одновременно, так о нем выразился его двоюродный племянник Лев Толстой. Он прожил бурную жизнь, нередко преступая основы общечеловеческой нравственности и игнорируя уголовный кодекс. Вместе с тем он был человек храбрый, энергичный, неглупый, остроумный, образованный для своего времени и преданный друг.
Умён он был как демон и удивительно красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить. (Ф. Булгарин)
Знаменитый бретёр и картёжник, герой нескольких кампаний (включая Отечественную войну 1812 года) и друг литераторов, граф Фёдор Толстой, родившийся в Москве, был, без преувеличения, одной из самых замечательных и загадочных личностей того времени. В молодые годы ему довелось участвовать в первой российской кругосветной экспедиции (1803–1806) на кораблях «Надежда» и «Нева» под командой И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В ходе драматического путешествия поручика Преображенского полка и кавалера российского посольства в Японию Фёдора Толстого высадили на баснословных Алеутских островах, вследствие чего он был принуждён добираться из Русской Америки в Сибирь пешком, через замёрзший Берингов пролив. Так гвардеец заслужил своё прозвище – Американец. Конечно, вся эта история обросла мифами, но все знали и уважали Ф. Толстого.
За эти дуэли Американца уволили со службы, разжаловали в рядовые и сослали в Калугу, где он жил в своем имении до начала войны с Наполеоном. Как только Родина оказалась в опасности, он стал в ряды ее защитников и опять начал службу в чине рядового. Проявляя чудеса героизма, он прошел от Бородинского поля до Парижа и закончил войну подполковником с орденом Георгия 4–ой степени. После войны он вышел в отставку и поселился в Москве.
В жизни своей успел поучаствовать в 60-ти поединках. Дуэлистом был отчаянным, лучшим стрелком и лучшим фехтовальщиком. На его счету было одиннадцать человек убитых им на дуэли. Их имена он аккуратно записывал в свой «синодник», который всегда носил с собой.
Женился на цыганке. В браке родилось 12 детей. В конце жизни стал очень религиозен. Может оттого, что из 12 детей умерло 11. До совершеннолетия дожила единственная дочь Прасковья. После смерти каждого ребенка граф открывал свой «синодник» и против фамилии убитого им на дуэли человека писал кратко – квит. И так одиннадцать раз. Считал смерть своих детей расплатой за совершенные им убийства.
Молодой Пушкин познакомился с графом Толстым в ноябре 1819 года в Петербурге, «на чердаке» у драматурга князя А.А. Шаховского. Пушкин отметил, что Ф. Толстой передергивает. В отместку за оскорбление картежник сочинил про поэта нелицеприятную историю, рассказав А.А. Шаховскому, что Пушкин-де однажды был высечен в секретной канцелярии Министерства внутренних дел. А князь Шаховской поспособствовал распространению сплетни среди «светской черни». Поэтому страстной мечтой поэта было «очиститься», вырваться в Москву и призвать Фёдора Толстого к барьеру. Но дуэль так и не состоялась, поскольку литературная перебранка превратилась в словесную дуэль. Обменявшись вербальными выстрелами, Пушкин и Толстой выхолостили, практически исчерпали конфликт. Враги были квиты.
В дальнейшем имели место совместные обеды, случались залихватские пирушки в доме на Сивцевом Вражке и маскарады в Российском Благородном собрании, были доверительные письма и даже ревность. Словом, было всё то, что именуется почтеннейшим словом – дружба. Ведь именно Фёдор Толстой, «старинный знакомый Гончаровых», выступил в качестве свата Пушкина и во многом способствовал успеху матримониального марафона поэта.
Его жизнь интересна как жизнь необыкновенного человека, полная занимательных происшествий, она отражает в себе быт эпохи, в которой он жил, он был в приятельских отношениях со многими выдающимися людьми своего времени, его резко выраженная индивидуальность послужила материалом для нескольких произведений лучших русских писателей. Ф. Толстой получил такое количество откликов в мемуарах, литературных образах, что сам стал героем эпохи. О нем писали А.С. Грибоедов (Загорецкий), А.С. Пушкин (Зарецкий), Л. Н. Толстой (Долохов).
Похоронили Федора Ивановича Толстого на Ваганьковском кладбище. И сейчас многие москвичи посещают его могилу, потому что он и был отражением московского духа пушкинской эпохи.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ