Найти в Дзене
Ксения Собченко

Дети и гаджеты

Регулировать использование гаджета ребенком непросто: у нас в детстве такого не было. Махнуть на все рукой? Но тогда ребенка словно засасывает в сеть, и это страшно. Мы злимся. Запрещаем, но испытываем чувство вины. Или не запрещаем и чувствуем вину за то, что ребенок слишком много в гаджете. Это создает почву для семейных конфликтов. А иногда мы чувствуем облегчение, усадив ребенка за экран и получив долгожданную передышку, пока снова не накроет виной. Тревога, гнев, вина - плохие советчики в родительстве. Поэтому давайте повернемся к теме лицом и попробуем разобраться. 📱 Первый айфон появился в 2007 году. У нас мало опыта, чтобы делать выводы о том, как гаджеты влияют на человека в долговременной перспективе. Исследования дают противоречивые результаты. 🌐 Интернет и гаджеты - неотъемлемая часть жизни. Мы уже не можем отмотать время назад и отказаться от них. Нужно учиться с этим жить. 🧠 Не существует пока психиатрического диагноза “гаджетозависимость” (но есть “игровая зависимость
Оглавление

Регулировать использование гаджета ребенком непросто: у нас в детстве такого не было. Махнуть на все рукой? Но тогда ребенка словно засасывает в сеть, и это страшно. Мы злимся. Запрещаем, но испытываем чувство вины. Или не запрещаем и чувствуем вину за то, что ребенок слишком много в гаджете. Это создает почву для семейных конфликтов. А иногда мы чувствуем облегчение, усадив ребенка за экран и получив долгожданную передышку, пока снова не накроет виной.

Тревога, гнев, вина - плохие советчики в родительстве. Поэтому давайте повернемся к теме лицом и попробуем разобраться.

📱 Первый айфон появился в 2007 году. У нас мало опыта, чтобы делать выводы о том, как гаджеты влияют на человека в долговременной перспективе. Исследования дают противоречивые результаты.

🌐 Интернет и гаджеты - неотъемлемая часть жизни. Мы уже не можем отмотать время назад и отказаться от них. Нужно учиться с этим жить.

🧠 Не существует пока психиатрического диагноза “гаджетозависимость” (но есть “игровая зависимость”).

❌ Нет свидетельств о том, что количество экранного времени как-то связано с наличием психических расстройств.

Гаджеты несут нам несомненную пользу:

📚 Они сделали информацию доступной, и помогают учиться.

🎮 Доказано, что некоторые компьютерные и телефонные игры развивают когнитивные способности: пространственное мышление, внимание, скорость реакции.

🤝 Для подростков это средство общения, которое им жизненно необходимо. Интернет помогает найти товарищей по самым причудливым интересам. В эмиграции гаджет - спасение, мостик к родным и друзьям, оставшимся на родине.

📱 Телефон может быть инструментом саморегуляции, помогающим успокоиться, отгородиться от внешнего и побыть в своем пространстве.

🆘 Гаджеты оказывают неоценимую помощь родителям, оказавшимся на пределе.

Какие опасности несут гаджеты:

🍟 Большое количество экранного времени может приводить к лишнему весу у детей за счет недостатка движения.

👀 Долгая фокусировка взора на близких и мелких объектах не полезна для глаз, и может вызывать головные боли.

📲 Соцсети устроены так, чтобы человек проводил в них как можно больше времени. Даже взрослому сложно от них оторваться, а ребенку тем более.

📚 Когда дети подолгу зависают в гаджетах, может страдать учеба, так как домашняя работа не делается или делается “не отвали”.

👶 Доказано, что до трех лет экранное время не приносит детям никакой пользы, даже если это развивающие передачи для малышей. Пользу приносит наблюдение и активное участие в оффлайн активности, малыши лучше обучаются в контакте с человеком и не обучаются, увидев то же самое на экране.

Какое количество экранного времени не навредит ребенку?

👶 Американская академия педиатрии рекомендует:

  • Никакого экранного времени детям до 2 лет, кроме видеозвонков.
  • От 2 до 5 лет - до часа экранного времени в день.
  • От 5 до 8 лет родителям необходимо продолжать следить за экранным временем детей и за контентом, который дети потребляют. Важно, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени на движение и сон. С этого возраста уже нет конкретных ограничений, которые подходят каждой семье. Важно, что именно ребенок делает в гаджете.
  • После 9 лет мы уже не можем полностью контролировать экранное время ребенка, как бы нам ни хотелось. Здесь важен диалог с ребенком о том, как он использует гаджет, что там делает, какие потребности закрывает этим временем.

Что мы можем делать, чтобы помогать развитию ответственности и осознанности у детей, и показать важность баланса между онлайн-миром и реальной жизнью?

🗣 Обсуждать вместе с ребенком экранное время. Деликатно, спокойно, без нервов, криков и угроз.

🔎 Искать информацию в интернете. Учить ребенка пользоваться этим. Если у вас подросток, то скорее он может научить вас извлекать пользу из гаджета, - пользуйтесь и не забывайте поблагодарить за помощь.

🤝 Интересоваться, что там любопытно ребенку: вместе посмотреть тик-ток, любимого ютюб блогера. Может и вам понравится. Или вы сможете обсудить, что вас удивило, что вам претит. Только, пожалуйста, без осуждения и обесценивания интересов ребенка.

🔄 Анализировать, какие потребности ребенок закрывает гаджетом. И, если есть какой-то более эффективный способ их удовлетворить, помочь его найти.

🚫 Не запрещать, а добавлять активностей в жизнь ребенка: спорта, общения со сверстниками, интересных занятий, времени вместе. Следить, чтобы экранное время не отнимало от сна, физической активности, живого общения.

👀 Обратить внимание на то, какие у вас отношения с гаджетом. Какую ролевую модель вы демонстрируете ребенку? Есть ли время, когда вы откладываете гаджет и не отвечаете на звонки и сообщения? Сидите ли вы по вечерам с книжкой? Умеете ли отдыхать без телефона?

💬 Договариваться, устанавливать семейные правила. Детям постарше объяснять, что такое дофаминовая ловушка, как соцсети спроектированы, чтобы нас засасывать и почему: на этом зарабатывают большие деньги.

В этом поможет семейный план по использованию гаджетов. Он есть, например вот такой: Медиа контракт для семьи.

Лучше договариваться о правилах и составить контракт еще до того, как у ребенка появится гаджет. Но можно сделать это в любой момент и после.

А можно ограничиться просто несколькими семейными правилами.

Что могут включать эти правила:

🚫 Зоны без гаджетов: это могут быть обеденный стол, кровать.

🕒 Время без экранов, например: час перед сном, за едой, или только во время совместного ужина.

⚖️ Баланс времени оффлайн и онлайн, включая общение с семьей и друзьями.

🚨 Правила касающиеся безопасности в сети: никогда не давать личную информацию незнакомцам в сети, не посылать фото, обращаться к взрослым за помощью, если происходит что-то странное или пугающее.

🤝 Этические принципы в сети, например, уважительное общение и ответственное поведение: не пиши в соцсетях того, что не можешь сказать вслух при встрече.

Семейные правила и контракты важно формулировать с учетом особенностей каждой семьи, учитывая возраст и интересы детей. Открытый диалог и взаимопонимание играют ключевую роль в создании этих правил.

📌 Давайте стремиться к тому, чтобы гаджеты были полезными инструментами в нашей жизни, а не ее главными героями.