Найти тему
DM_812

Южная Корея не выдержав освобождает перспективный рынок. Что мешает нам занять эту нишу?

Тема контейнерных морских перевозок в центре внимания благодаря событиям в Красном море. Несмотря на все трудности рынок морских перевозок достаточно стабилен и развивается. При этом сразу по нескольким причинам есть перспективы его качественного развития.

Речь в данном случае о судах-контейнеровозах. Недавно стало известно, что мировой контейнерный флот в значительной части устарел. Кроме этого, вопрос экономичности старых двигателей и их экологичность (возможность использовать альтернативные виды топлива) толкает судовладельцев на обновление флота. Пока не так актуально в широком смысле, но точно будет в перспективе: суда с меньшей осадкой и возможностью эксплуатации в более высоких широтах.
Всё это лежит в основании перспектив развития гражданского судостроения, где китайские верфи сейчас обслуживают более половины от всех мировых заказов. А вот верфи Южной Кореи...

Одна из крупнейших в этой стране Hanwha Ocean прекращает строительство контейнеровозов. Под остановку приёма заказов попали не только контейнеровозы с дизельными двигателями, имеющими низкую добавленную стоимость, но и экологически чистые или, как теперь модно говорить "устойчивые" контейнеровозы, работающие на метаноле и СПГ.
Что характерно именно контейнеровозы были основой судостроения компании Hanwha Ocean, а сама Южная Корея многие годы считалась одним из лидеров отрасли.
Цены на строительство судов начали падать около десяти лет назад, когда китайские компании, поддерживаемые своим правительством, развязали настоящую ценовую войну. Уверенно демпингуя, опираясь на доступные источники сырья и энергии. Из-за чего Hanwha Ocean довольно быстро перестала быть успешной и прибыльной, став убыточной.
Ситуация изменилась довольно резко. Если ещё в 2021 году компания получила заказы на 20 контейнеровозов, то в прошлом 2023 не получила ни одного.

В прошлом году мы решали, принимать или нет заказы на контейнеровозы, одновременно следя за рынком. В 2024 году мы решили вообще этого не делать, — уточнил представитель Hanwha Ocean.

В ближайшее время компания планирует сократить количество работающих верфей и перестроить бизнес. Но это уже их проблемы. Тенденция в целом вполне очевидна. Страны не имеющие собственного сырья и источников дешёвой энергии проигрывают тем, кто этими источникам обладает.

Ну а что Россия то в этой ситуации? Казалось бы у нас есть всё необходимое, чтобы включиться в эту борьбу, заняв хорошее место по солнцем? Отчасти это действительно так и определённые шаги уже сделаны. В частности, ряд верфей входящих в ОСК загружены заказами на постройку контейнеровозов класса река-море для последующей работы на Линии Волга-Каспий логистического коридора Север-Юг. А с учётом проекта модернизации Волго-Донского канала география может быть расширена за счёт выхода к Чёрному морю и далее.
Впрочем, на фоне огромных океанских контейнеровозов это, конечно, не столь существенно. При этом российский морской перевозчик Fesco в этом году вошёл в ТОП 50 сразу двух рейтингов крупнейших морских перевозчиков. Заняв 35 место. Что говорит о развитии и этого направления.

В России есть энергия, сырьё, компетенции и опыт строительства гораздо более сложных с технической точки зрения судов. Есть и деньги, и желающие их вкладывать. Да и правительство во многих направлениях (включая судостроение) всё чаще копирует успешный опыт КНР. Но.
Недостаток производственных мощностей имеющихся здесь и сейчас верфей, загруженных более актуальными для внутреннего рынка заказами. Недостаток квалифицированных кадров и перегруженная, требующая модернизации инфраструктура в тех районах, где потенциально могли бы появится новые верфи.
Так или иначе все эти вопросы постепенно решаются. Развиваются инфраструктурные проекты. Намечены планы по строительству новых верфей в нескольких регионах. Инициатором этого выступает не только ОСК.
Набравшие жирка рыболовные компании (
некоторые) доросли до того, что сами хотят строить флот для своих нужд. Что так же может освободить некоторые мощности.
В любом случае, разрушение всегда происходит стремительно и быстро, а вот для строительства требуется время. Конечно, Россия обладает тем потенциалом, который в перспективе мог бы позволить отодвинуть некоторых традиционных на этом рынке игроков.

Спасибо за внимание к публикации.
Жмите "палец вверх", если время прошло не зря!
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!

Дмитрий Матвеев || DM_812 В ВК vk.com/dm_812