Вариант 7 сборника ФИПИ-2025 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания?».
✏️
Детские воспоминания — это впечатления ребёнка, к которым он возвращается во взрослом возрасте. Они оставляют в душе человека огромный след: формируют его убеждения, отношение к миру, его личность. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о случае из детства. Когда рассказчик был маленьким, он радовался весеннему дню, но боялся перейти через лужу по шатким доскам. К нему приблизился Михайла, и мальчик испугался, что тот столкнёт его в лужу. Вместо этого добрый мужик с красной бородой поднял ребёнка на руки и перенёс его через опасное препятствие (предложения 36-37). Воспоминание об этом случае до сих пор наполняет рассказчика радостью, любовью и доверием к людям.
Мне вспоминается небольшой рассказ Ф.М. Достоевского "Мужик Марей". В нём герой также вспоминает о детских переживаниях. Мальчику показалось, что рядом воют волки, он испугался. Рядом находился Марей — суровый, страшный на вид мужик. Но Марей с добротой и нежностью утешил ребёнка, пожалел его и подбодрил. Рассказчик и во взрослом возрасте вспоминает об этом мужике с благодарностью, а память об этом случае из детства всю жизнь помогает ему не судить о людях по внешности.
Таким образом, детские воспоминания — это основа внутреннего мира человека. Они формируют нашу личность, определяют жизненные ценности, отношение к людям.
Разбор каждого этапа сочинения:
Исходный текст:
(1)Я стою у реки. (2)Она идёт полноводно, ровно. (3)А где же весенний плеск?
(4)Надо закрыть глаза — и через узенько-узенькую щёлку, через деревья, глядеть на небо. (5)Лучше пройти за решётку сада, сесть где-нибудь на солнышке и так вот смотреть и слушать…
(6)Воробьи? (7)Это они чирикают, бойко, трескуче, радостно по весне.
(8)Великая лужа на чёрном дворе вся в блеске. (9)Бурая в ней вода. (10)Чуется белый ледок под нею. (11)Кругом: у заборов, у садовой решётки, у сараев, под брёвнами — голубовато снежком белеет. (12)Он уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю. (13)Гонит его перезвон пасхальный, звяканье сосулек. (14)Холодком покусывает с воды, но белые утки полощутся там, где поглубже; жёсткие их носы вылущивают что-то сочно, вспыхивают на солнце крылья…
(15)Какая радость — этот немножко страшный переход по доскам до сада! (16)В саду ещё спит зима, тяжёлая, большая; но снег надувается горбами и почернел, усыпан веточками, вороньими и куриными следами. (17)Под яблоньками сероватые проталинки, лужицы голубые — в них солнце и небо плещется.
(18)Яблоньки черны-черны, корявы весенней голостью. (19)Зато тополя светлеют тугим и здоровым глянцем, и почки на них полнеют, золотятся.
(20)Слепит отовсюду. (21)Небо упало в лужу и уронило солнце. (22)Оно купается с облачками, с утками, брызжет в меня, на моё весеннее пальтецо, синее, с золотыми якорьками, только-только надетое, в новенькие калошки белые огоньки на них. (23)Я жмурюсь и робко двигаюсь по доскам.
(24)Нянька подталкивает в спину, несёт за мною лопаточку — ковырять снег в саду, гнать зиму.
(25)Вот и самая середина лужи. (26)Я иду еле-еле, чтобы идти подольше. (27)Солнце под моими ногами плющится — и вдруг… (28)Что это?! (29)Почему закачались доски?
(30)Я поднимаю голову и радостно узнаю Михайлу, который тесал лопаточку. (31)Он двигается навстречу и весь сияет. (32)Намасленная голова сияет на обе стороны, красное лицо сияет, и красная борода, как веник, и новая красная рубаха пузырями. (33)Михайла радостно надвигается на меня, раскидывает руки… (34)Он всё ближе, он меня свалит в лужу… (35)Но вот Михайла делается ниже, ниже. (36)Я вижу, что он садится, будто играет в коршуна, хватает меня и вдруг поднимает на страшную высоту над страшной лужей!
— (37)Держись! — рычит Михайла, раскачивая меня над лужей.
(38)Я слышу, как кричит нянька, — чёрный её платочек с красными и зелёными цветами, — но Михайла тискает меня ласково и урчит, урчит. (39)От него пахнет деревянным маслом, красной рубахой, пряниками, хлебом, овсом и чем-то ещё, таким приятным, тёплым… (40)Стружками даже пахнет, чурбачками.
(41)Он тихо ставит меня на доску. (42)Я, как во сне, в испуге, в радости непонятной.
(43)И столько плеска кругом, и блеска, и гомона! (44)Всё смеётся, звенит, играет…
(45)Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. (46)Остался живым в душе, с тысячами Михайлов и Иванов, со всем мудрёным до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-весёлыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до чёрной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. (47)Знаю, связан я с ним навсегда. (48)Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… (49)Вошло — и вместе со мной уйдёт.
(По И. С. Шмелёву*)
* Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) — русский писатель, публицист, мыслитель.
📝 Подпишись, чтобы не пропустить новые сочинения!
🔍 Ищешь сочинение? Напиши в комментариях задание)