Продолжаем составлять рейтинг самых печальных фильмов сериала. Начало в статье "Топ-5 самых мрачных "Дел". Часть 1".
3-е место "Дело №22. Мафия" (1989 г.)
Весь этот двухсерийный фильм - сплошная грусть и безысходность. Это и понятно - на дворе конец 80-х, вскрылись самые неприглядные стороны жизни общества той эпохи.
В духе времени в "Деле №22..." как ни в одном другом фильме "СВЗ", много погибающих персонажей. Так много, что , как цинично бы это ни звучало, даже привыкаешь к этому в процессе просмотра. Но не в случае с Владимиром Ардабьевым.
Химик по образованию, бывший нар*коман, он возвращается из мест не столь отдалённых с чётким намерением начать жизнь "с белого листа". Тем более, ему есть с кем - в Москве у Володи осталась жена.
Однако вырваться из старого круга и старых привычек у него так и не получилось. Не по своей воле снова став нар*козависимым, Ардабьев соглашается работать на бандитов. Но он уже понимает, что обречен.
И как только лабораторию "накрывают", химик спешит позвонить Знаменскому. Попрощаться.
Возможно, талант актёра Геннадия Бортникова и интеллигентский образ Ардабьева убеждают сочувствовать бывшему нар*коману и сидельцу, но всё равно искренне веришь, что Владимир не хочет возвращаться к прошлому. Надеешься, что всё будет хорошо, глядя, как он с женой разглядывает щенят на рынке и радуется жизни. И жалеешь его, бедолагу, чисто по-человечески желая ему добра.
2-е место "Дело №13. До третьего выстрела" (1978 г.)
Фильм занял второе место в сегодняшнем топе не случайно. Всегда безумно жаль, когда погибают молодые. Образ Тонечки Зориной (которую в этом фильме сыграла Анна Каменкова) вызывает симпатию с первых же минут. Красивая, с глубоким, немного печальным взглядом, спокойная, рассудительная.
Акцент на словах "в этом фильме" сделан не случайно. Ведь в "СВЗ" Антонина Зорина - персонаж со своей маленькой историей. "Дело №13. До третьего выстрела" - это последний фильм, где она появляется.
О судьбе этой героини и фильмах "СВЗ", где можно увидеть Антонину Зорину, можно прочитать здесь.
В отличие от того же Толи Артамонова и других упомянутых ранее героев "СВЗ", Тонечка погибла на боевом посту. В фильме концовка "размыта" фразой Зинаиды:
"Не надо отчаиваться, будем уповать на врачей".
Это даёт зрителю надежду на то, что Тонечка выкарабкается. Но в первоначальном сценарии Лавровых Зорина погибает.
Есть легенда о причине изменения концовки на более обнадёживающую. Якобы внук (по другой версии внучка) главного консультанта фильма так расстроился из-за гибели героини, что дед потребовал изменения финала.
В любом случае, после просмотра "Дела №13..." остаётся тяжёлый осадок на душе, и хочется вместе с Пал Палычем (которому явно очень нравилась Тонечка) постоять у окна, перебирая варианты, при которых девушка бы не пострадала.
А таких вариантов было много вплоть до главного, который озвучил сам Знаменский:
"Она не собиралась там работать. Я уговорил. Сидела вот здесь, смотрела доверчивыми глазами, а я... блистал красноречием".
Да, до третьего выстрела "ЗнаТоКи", конечно, успели. Но какой ценой...
1-е место "Дело №8. Побег" (1973 г.)
Александр Николаевич Томин, один из легендарной тройки "ЗнаТоКов", как мы все помним, не погиб, а присутствовал и во всех последующих "Делах", включая последние два из продолжения "СВЗ".
Но, наверное, многие также знают историю о том, что именно в "Побеге" Томина должны были убить, а не ранить. И связано это с тем, что актер Леонид Каневский решил покинуть сериал.
Томину уже присмотрели замену - запасное "То" в виде коллеги Миши Токарева. Сериал также усилили ещё одним персонажем, введённым в "Дело №7..." - инспектором ГАИ Филипповым.
Но после выхода "Дела №8..." создателям сериала стали присылать мешки гневных писем с требованием вернуть Томина.
И тем не менее, даже понимая, что мы увидим Шурика в следующем фильме весёлым, неунывающим и очень скучающим по своей работе, напряжение и грусть при просмотре "Побега" не отпускают вплоть до последних минут.
Тяжело смотреть этот фильм именно потому, что он снимался как последнее "Дело" с полюбившимся инспектором. И всё на это обращает наше внимание. И
обещание Томина соседской чете Петуховых обязательно заглянуть к ним после командировки. И фраза, брошенная Гусеву:
"Я думаю сегодня особых событий не предвидится".
И чуть было не случившийся его отъезд в Москву на юбилей мамы Пал Палыча. И задушевная песня в поезде, открывающая зрителю не бесстрашного и боевого Томина, а тёплого сердечного Шурика.
Всё это работало на усиление трагичного финала. И сработало точно. Десятки пересмотров "Дела №8..." не мешают нам, как и раньше, переживать за одного из ключевых героев "СВЗ". Что поделать,
"...а я ведь человек, а я ведь человек, я всё так близко к сердцу принимаю..."
На этом всё.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное о легендарном сериале.