Думаю, не для кого не станет откровением тот факт, что представителей еврейского народа, чаще всего объединённых в общины и диаспоры, можно встретить практически любой стране мира, и Армения в данном случае не является исключением. Однако на ее территории действительно проживает гораздо меньше евреев, чем, скажем, в любой другой республике, входившей в состав СССР до 1991 года.
И дело тут не в антисемитских настроениях, как полагают многие – точнее, не они являются приоритетными в данном вопросе. Сложность в отношениях между армянами и евреями имеет под собой как историческую подоплеку, так и вполне современные мотивы: например, тот факт, что Израиль является ключевым союзником врага Армении -Азербайджана.
Если погружаться в исторические дебри, а именно этому я и предлагаю посвятить последующие несколько минут, можно отметить, что первые еврейские общины стали появляться в Армении свыше двух тысяч лет назад. Евреи селились практически во всех крупных городах и столицах Армении, однако далеко не всегда этот процесс проходил мирно и добровольно.
Так, к примеру, если верить Устной Торе, в 5 веке до нашей эры, после разрушения Первого Храма, вавилонский царь Навуходоносор силой пригнал часть евреев в Армению. Однако уже в период правления в Армении царя Ерванда IV евреи перебрались в город Ервандашат, который на тот момент являлся столицей Армении. Затем, когда столица была перенесена в построенный царем Арташесом город Арташат, евреи вновь вынуждены были сменить «прописку».
Политику своих предшественников, а именно активного переселения евреев в Армению, продолжил и другой армянский царь - Тигран II Великий, правивший в 95-55 годах до новой эры. Во время своих военных походов он нередко брал в плен представителей еврейского народа и уводил их на свою землю, где впоследствии селил в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах.
В дальнейшем насильственное переселение евреев в Армению продолжил и его сын - Артавазд II, царствовавший в 55-34 годах до нашей эры. И, к слову, евреи, которых поселил на армянской земле Тигран II Великий со временем приняли христианство, а вот переселенцы (ванские евреи), пригнанные Артаваздом II, так и остались при своем. Проще говоря, продолжили и дальше исповедовать иудаизм.
И тут нужно отметить важную деталь. Армянские цари переселяли евреев на свои земли не просто так. Дело в том, что в те времена и Тигран II, и его последователи занимались активным развитием городов, и евреи в этом вопросе могли им здорово помочь, поскольку уже имели за своими плечами навык городской жизни. Поэтому численность иудеев в Армении день ото дня лишь увеличивалась, и в некоторых городах их количество практически сравнялось с количеством коренных жителей.
Но это едва ли кого-то смущало, поскольку евреи занимались активным развитием торговли и ремесел, что, как известно, самым положительным образом сказывалось на экономической ситуации армянских городов и их репутации в мире. Евреи были хороши в своем деле, и за это правители Армении, несмотря на религиозные различия, не препятствовали их свободному перемещению, а это, в свою очередь, только способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
«Золотое время» для евреев, трудившихся на благо армянской земли, закончилось в тот самый момент, когда значительное число еврейских семей было угнано в плен напавшим на Армению шахом династии Сасанидов Шапуром II. В результате захвата, своего дома лишились порядка 83 тысяч иудеев, и данное событие по понятным причинам не могло не оставить свой след на дальнейшей судьбе армянских евреев.
Многие из них приняли христианство, а иудейские общины, как единые этнические сообщества, стали постепенно исчезать. По данным еврейской энциклопедии за 1901-1906 года, из 5000 евреев, живших в те времена на армянской земле, к началу 20 века только 360 человек продолжали придерживаться иудаизма. Остальные же приняли христианство.
Однако на этом беды армянских евреев не закончились. В ноябре 1603 года на Армению напал шах Аббас I со своим 120 тысячным войском. Захватив все возможные территории, он приказал выселить с армянской земли ее жителей, вне зависимости от религиозных убеждений, и отправить в Персию. Собственно, сей факт наглядно объясняет историческую причину того, отчего в Армении осталось так мало евреев – практически все представители иудейских общин были переселены в Иран.
В настоящее время современная иудейская община в Армении представлена в основном евреями, приехавшими из разных республик бывшего СССР. Однако она все равно считается одной из самых малочисленных в мире. Первые евреи-переселенцы «вернулись» в Армению в середине 30-х годов прошлого столетия.
Сюда же, кстати, эвакуировались иудеи и в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенное время, когда Армения переживала этап бурного развития, евреи и вовсе посчитали, что именно эта страна вполне может стать местом для безопасной и комфортной жизни иудейских общин.
Сей факт подтверждается и исследованиями, согласно которым более 37 % нынешних евреев переехали в Армению до 1960-х годов, остальные же прибыли в период с 1965 по 1972 год. Таким образом число евреев в Армении ко второй половине 20 века превышало 10 тысяч человек.
Казалось бы, живи да радуйся, однако после распада СССР, по совершенно разным причинам, несколько тысяч армянских еврейских семей предпочли эмигрировать в Израиль. Поэтому сегодня в Армении, с населением почти в 3 млн человек, проживает всего 280 еврейских семей - причем почти все они живут либо в Ереване, либо в Ванадзоре, третьем по величине городе Армении.
Столь небольшое количество евреев, оставшихся в Армении, объясняется одним простым словом – неприязнью. Да-да, все так, неприязнь, в настоящее время существующая между армянами и евреями, обусловлена активной военной поддержкой Израиля богатого нефтью Азербайджана, с которым Армения, к слову, на протяжении многих лет вела ожесточенную борьбу за Нагорный Карабах, унесшей жизни более 16 000 азербайджанцев и 4 000 армян.
И тут я сделаю небольшое лирическое отступление. Данная неприязнь армян к евреям все же кардинально отличается от агрессивных антисемитских настроений, которые порой принимают крайне ожесточенные формы. Армяне недолюбливают евреев, и это правда, однако эта нелюбовь никогда не переходит в ненависть, а остается таким едва ощутимым напряжением.
Затянувшийся конфликт вновь перерос в войну в конце 2020 года. Азербайджану, во главе с президентом Ильхамом Алиевым и при значительной помощи Турции и Израиля, все же удалось вернуть 20% своей территории, которую он был вынужден отдать Армении в 1994 году. Однако на этом история не закончилась, и в сентябре 2022 года, в результате возобновившихся пограничных боёв между двумя странами погибло около 300 человек с обеих сторон. И что, в свою очередь, предприняли Азербайджан и Армения? Правильно, обменялись обвинениями в геноциде и нарушениях прав человека.
Помимо всего прочего, армян глубоко возмущает тот факт, что Израиль, боясь обидеть Турцию, с которой он, после долгого перерыва, сумел-таки восстановить дипломатические отношения, по сей день отказывается официально признавать геноцид 1,5 миллиона армян, уничтоженных Османской империей в 1915 году.
Так что причин недолюбливать друг друга у армян и евреев хватает, однако, тем не менее, эти народы друг друга уважают и продолжают жить бок о бок, надеясь, что однажды все конфликты будут улажены и никакого, даже малейшего, напряжения в отношениях не останется.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Увидимся в следующей статье!