В Беларуси недавно приняли решение возобновить советскую традицию с присвоением продукции «Знака качества». Причем он так и будет называться - «Государственный знак качества Республики Беларусь». А 2024 год объявили в стране годом качества. И в рамках данного проекта 5 января в Минске прошла выставка «Знак качества: традиция прошлого и настоящее», на которой ведущие предприятия Беларуси показали тот продукт, который, по их мнению, достоин получить заветный символ.
Естественно, мероприятие посетил и Президент Беларуси, Александр Лукашенко. И в свойственной ему манере, кроме традиционных для такого события фраз, задал пару вопросов представителям заводов, которые, судя по ответам, совсем им не понравились.
Так на заявление БелАЗа, рассчитывающего получить «Государственный знак качества Республики Беларусь» на 130-тонники БЕЛАЗ-7513 выпускаемые с 1996 года и являющиеся самой популярной моделью предприятия, Президент уточнил: «Почему мы здесь лидеры?», подразумевая, что БелАЗ просто сейчас занял нишу, которую освободили иностранцы, а не потому, что БелАЗы достиг уровня KOMATSU или CATERPILLAR.
Минский автозавод (МАЗ) прочит на получение «Государственного знака качества Республики Беларусь», самосвал МАЗ-65262L (8х8). При этом мазовцы прикатили из музея макет МАЗа третьего поколения (с отломанными стеклоочистителями и зеркалами), и на голубом глазу выдали его за второе поколение, семейства МАЗ-500, которое на самом деле как раз и имело «Знак качества» в СССР. Президент никак не отреагировал на данный подлог, видимо по тому, что не так давно МАЗ уже получал свою порцию «наставлений», когда просил очередную помощь в финансовых вопросах.
Зато, когда «Гомсельмаш» озвучил, что КСК-100 получил «Знак качества» в 1988 году, «Батька» уточнил: «Разве он был со знаком качества?». Заводчане пояснили, что речь идет о модификации КСК-100А1. Текущий претендент на «Государственный знак качества Республики Беларусь» - это комбайн Палессе GS2124.
Замечательный диалог получился и с МТЗ, который хочет повесить «Государственный знак качества Республики Беларусь» на трактор Belarus1222.3. Глава государства едко заметил, что в данной модели 50% импортного, на что представители завода вынуждены были назвать цифру в 7%. На уточнение: «Когда будет 100% свой?», был дан ответ, что два года надо. Следующее уточнение: «А что у вас импортное здесь?». И после ответа, что импортные РТИ и подшипники, последовало саркастическое замечание: «Так что, мы два года будем подшипники делать?».
Собственно, теорию про «два года» выдал не только МТЗ, но и белорусский производитель двигателей, ММЗ, на вопрос Лукашенко: «Когда мы снимем вопрос по тракторам?», подразумевая моторы мощностью 300-500 л.с.
На напоминание Президента: «Мы договаривались, что моторный завод сделает нам двигатель для комбайнов, самый мощный который у нас есть», вице-премьер Петр Пархомчик дал пространный ответ, что сегодня двигатели для комбайнов закупают у российских и китайских производителей. При этом ММЗ выпускает двигатели, которыми удалось заместить импортные, причем весьма именитые, и которые сегодня не выпускают в России.
Правда факты пока говорят об обратном...
В целом, судя по настроению Президента, «Государственный знак качества Республики Беларусь» должен стать не очередной показушной безделушкой, которые так полюбили в последнее время белорусские производители, а действительным мерилом качества.
«БелАЗ, МТЗ и МАЗ не могут не иметь знак качества на какой-то свой товар (хотя бы на одну ключевую модель, насколько я понял), но этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках, поэтому безукоризненна, должна быть техника. И мы проверять будем, мы просто штамповать вам «Знак качества» на кабину, капот или стекло не будем». В этот момент генеральный директор МТЗ, Виталий Вовк вставил замечание: «Мы и сами не хотим этого», на что «Батька» сразу же парировал: «Вы и хотите, может быть, но этого не будет, потому что мы опозорим страну».
Что в итоге из этого получится – пока не ясно. Но задумка явно хороша в том плане, что хоть какая-то модель предприятий будет проходить не только через внутризаводские ОТК, но и контроль госаппарата Беларуси. Правда, насколько четко это будет реализовано и какой ценой - вот в чем вопрос…