Мы продолжаем рассказывать уважаемым читателям о цифровизации хозяйственной деятельности. В предыдущих материалах обсуждались проблемы заключения электронных договоров и внедрения в закупках по Закону № 223-ФЗ электронного актирования.
В третьей заключительной части мы затронем вопросы маркировки и прослеживаемости товаров с точки зрения законодательства о закупках.
Часть 3. Маркировка и прослеживаемость товаров
Цифровизация хозяйственного оборота преследует множество целей, не ограничиваясь одним лишь упрощением документооборота. Заключение электронных договоров и подписание электронных документов о приемке помогает ФНС России отслеживать движение товаров в целях пресечения фактов уклонения от уплаты налогов.
Одна из таких инициатив связана с введением системы прослеживаемости товаров. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 утверждено Положение о национальной системе прослеживаемости товаров, которое устанавливает такие обязанности для заказчиков как:
1) обеспечение оформления в электронной форме универсальных передаточных документов с указанием итога приемки при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, с использованием систем электронного документооборота и их последующее предоставление в ФНС России;
2) проверка правильности реквизитов прослеживаемости, которые включают в себя регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, количество и количественную единицу измерения товара, используемые для прослеживаемости.
С учетом того, что заказчик по Закону № 223-ФЗ, скорее всего, будет далеко не первым в цепочке приобретателей товара, количественные единицы измерения товара, используемые для прослеживаемости, наверняка не будут совпадать с единицами измерения в реестре договоров, что может воспрепятствовать эффективной реализации электронного актирования в корпоративных закупках.
В данный момент перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, сравнительно небольшой (чаще всего заказчики сталкиваются с прослеживаемостью при закупке мониторов), но при расширении данного перечня проблема соблюдения требований прослеживаемости товаров станет более значимой.
Кроме того, благодаря появлению системы прослеживаемости товаров контролирующие органы получили дополнительный инструмент контроля в отношении поставленных заказчику товаров, поскольку каждая партия прослеживаемого товара получила свой цифровой след.
Намного более заметным для хозяйственного оборота изменением законодательства стало появление цифровой маркировки товаров. Наверняка специалисты по закупкам, приобретая для собственных нужд минеральную воду или молочную продукцию, обратили внимание, что на данных категориях товаров появились дополнительные QR-коды, которые представляют собой не что иное, как систему маркировки средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.
Несмотря на схожие цели маркировки и системы прослеживаемости товаров, система цифровой маркировки охватывает в настоящее время гораздо большую номенклатуру продукции и периодически распространяется на новые группы товаров (Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р).
С точки зрения рядового потребителя система маркировки устроена просто: наводишь телефон на QR код и с помощью специального приложения получаешь информацию о производителе товара, отдельных характеристиках товара и другие относящиеся к товару сведения. Но что это означает для заказчиков по Закону № 223-ФЗ и участников закупки?
Во-первых, и у заказчиков, и у поставщиков как у участников оборота товара возникает обязанность передачи информации, связанной с оборотом товара, в информационную систему мониторинга, что само по себе генерирует дополнительные трудозатраты и формирует дополнительные цифровые следы.
Во-вторых, в результате обмена информацией между участниками оборота маркируемого товара формируется государственная информационная система мониторинга, содержащая значительный объем сведений о товаре. На примере Постановления Правительства РФ от 31.05.2023 № 887 (маркировка отдельных видов безалкогольных напитков) можно отметить, что информационная система мониторинга включает в себя такую информацию как:
1) производитель товара;
2) дата и регистрационный номер декларации на товар;
3) номер и дата документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации или декларация о соответствии), если подтверждение соответствия обязательно;
4) товарный знак (при наличии);
5) информация о стране происхождения товара.
Функционирование такой государственной информационной системы способно оказать заметное влияние на осуществление закупок по Закону № 223-ФЗ, так как:
1. несоответствие информации о товаре в заявке участника закупки сведениям, содержащимся в информационной системе мониторинга, может рассматриваться заказчиком как предоставление недостоверной информации о товаре с последующим отклонением заявки;
2. несоответствие характеристик поставленного товара сведениям, содержащимся в информационной системе мониторинга, может толковаться контролирующими органами как неэффективное использование средств, что повлечет за собой соответствующие правовые последствия.
Вместе с тем, на практике не редки случаи, когда информационная система мониторинга содержит серьезные ошибки, включая недостоверную информацию. Это связано с тем, что информацию в эту систему на различных этапах включает большое количество специалистов, часто низкой квалификации, и сохраненная в системе информация может недостаточно хорошо проверяться.
При этом напомним, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной (ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Поэтому наличие у информационной системы мониторинга правового статуса государственной информационной системы может сыграть злую шутку с кем-либо из заказчиков и участников закупки.
Увязывая эту информацию с проблематикой электронного актирования, мы можем еще раз убедиться в том, что эффективное электронное актирование попросту невозможно, если реестр договоров не будет надежно связан как с информационными системами поставщиков и заказчиков, так и с иными государственными информационными системами, обеспечивающими прослеживаемость товаров. В противном случае мы вновь столкнемся с неоправданным ручным дублированием информации, которое подрывает саму идею цифровизации закупочной деятельности.
А что же дальше?
Разумеется, цифровые контракты, электронное актирование и прослеживаемость товаров не являются конечной точкой на пути цифровизации хозяйственного оборота.
В частности, реализуемая Банком России концепция цифрового рубля предполагает постепенный переход на так называемые «смарт-контракты», то есть сделки, исполняемые автоматически при наступлении заранее определенных сторонами условий. Например, при наступлении определенной даты арендатору открывается доступ к арендуемому помещению, а арендодателю автоматически перечисляется арендная плата, а при неисполнении условия об оплате доступ к арендуемому помещению блокируется. Очевидно, немалую роль в формировании такой цифровой инфраструктуры нового поколения будет играть и активно создаваемый искусственный интеллект.
Но пока до светлого цифрового будущего еще довольно далеко, заказчикам и участникам закупки важно обеспечить соответствие своих бизнес процессов существующим требованиям в сфере цифровизации хозяйственного оборота. А закончить это повествование хотелось бы отрывком стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога», напоминающее нам о том, что на пути больших успехов обычно находятся серьезные испытания. И не менее важно, чтобы поставленные высокие цели оправдывали затраченные средства.
«Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
Авторы материала:
эксперт в сфере закупок
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
Интересно увидеть наши новые материалы?
Подпишись на наш телеграм-канал и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ