С древнейших времён была известна темперная живопись на яичном желтке – природной эмульсии. Такая живопись покрывалась закрепителем – масляным лаком, который представлял собой осветлённое льняное масло, которое при высыхании образовывало очень прочную плёнку.
Значительное усовершенствование техники живописи мы связываем с именем Яна Ван Эйка – выдающегося художника 15 века.
Ван Эйку пришла блестящая идея – соединить желток и масляный лак. Эта эмульсия использовалась как связующее для красочного пигмента. Получилась полумасляная эмульсионная темпера. Но художник пошёл дальше. Заметив, что краски выглядят более насыщенными под масляным лаком, он смешивал пигмент с чистым льняным маслом, как бы подкрашивая его. Таким подкрашенным маслом он не только закреплял поверхность живописи, но и там, где это было необходимо, подцвечивал её. Позднее эту технику стали называть лессировкой. Но здесь ещё не идёт речь о масляных красках. Было бы справедливо считать изобретателем масляных красок Тициана, который, изучив метод живописи Ван Эйка, усовершенствовал его. Именно Тициан стал первым писать в чисто масляной технике и первым использовал пастозный мазок.
Фламандский метод письма масляными красками, который был заимствован и доработан итальянскими мастерами, заключался в следующей последовательности ведения работы: рисунок переводился с картона (эскиза, выполненного в натуральную величину) на холст. Холст тонировали коричневой краской (темперой или маслом). Теневую зону обычно прописывали той же коричневой краской. Затем писали цветом освещённую зону, оставляя коричневую краску в тенях практически нетронутой.
Фламандский метод живописи наглядно прослеживается в картинах Рубенса, особенно в его эскизах.
Этот метод претерпевал многочисленные изменения, но просуществовал до появления импрессионистов, которые начали писать тени чистым цветом.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨