Найти тему
Полит74

Историк Николай Антипин рассказал, почему Челябинск называли «Новой Америкой»

Оглавление

Челябинская область сегодня, 17 января, отмечает 90-летие со дня основания. К этой знаменательной дате Объединенный государственный архив подготовил интересные материалы. Они рассказывают о малоизвестных страницах истории региона.

Вокзал на станции Челябинск, акварель Юрия Данилова. Изображение предоставлено Объединенным государственным архивом Челябинской области.
Вокзал на станции Челябинск, акварель Юрия Данилова. Изображение предоставлено Объединенным государственным архивом Челябинской области.

Сегодняшняя история о том, как Челябинск стал значимой точкой на пути знаменитого Транссиба. В газетах того времени город назвали «Новой Америкой».

Об этом рассказывает кандидат исторических наук Николай Антипин, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области.

Фото предоставлено Объединенным государственным архивом
Фото предоставлено Объединенным государственным архивом

- В конце XIX века на Южный Урал пришла железная дорога. Она открыла новую эру в истории города и всего Южного Урала. Железная дорога стала драйвером экономического роста, увеличения населения, превращения Челябинска в крупный экономический, индустриальный центр.

На рубеже XIX–XX веков железная дорога была символом развития, модернизации и будущего. Ежегодно в России возводились тысячи верст новых магистралей. Они становились важным элементом укрепления обороноспособности страны и продвижения геополитических интересов, развития торговли и индустриализации страны, железные дороги связывали огромную империю и способствовали освоению дальних рубежей страны.

Один из строителей железной дороги, писатель и инженер Николай Гарин-Михайловский писал о восточных просторах России: «Сюда приходили наши предки искать себе славы… Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем реальным достояние русской земли. Это будет втрое завоевание этого края. Мы – русские инженеры – должны показать Западу, что способны не только воспринимать великие идеи, но и культивировать их в условиях русской жизни…».

По указу императора

В 1885 году император Александр III утвердил проект строительства железной дороги от Самары, через Уфу, Златоуст, Челябинск и далее до Омска. Эта ветка считалась самой экономичной, что и повлияло на утверждение проекта.

Строительство шло быстро: в сентябре 1888 года сдан в эксплуатацию участок Кинель – Уфа, а в сентябре 1890 года – участок Уфа – Златоуст. Построенные участки объединились в одном управлении Самаро-Златоустовской железной дороги, которая стала первой на Южном Урале. Она связала Поволжье с Южным Уралом.

Самаро-Златоустовская железная дорога пересекла осевую часть Уральского хребта на высоте 564 метра над уровнем моря – это станция Уржумка недалеко от Златоуста. В ходе строительства дороги через Южный Урал решались сложные инженерные задачи, поскольку трасса располагалась в местностях с пересеченным рельефом приходилось возводить насыпи, выемки и уклоны. По крутым косогорам рек Белая, Сим, Юрюзань сооружались подпорные стенки. На южноуральском участке пришлось построить более двухсот мостов.

Комиссией по приему железной дороги отмечалось: «По большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу рек, устройству подпорных стенок для поддержки насыпей и откосов выемок Уфа-Златоустовская дорога является одной из дорог, представляющих большой научный строительный интерес, и в этом отношении может быть признана одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами».

Новая Америка

В феврале 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Транссибирской железной дороги, которая начиналась на станции Миасс, о чем до сих пор свидетельствует стела. В рескрипте монарха на имя наследника престола Николая Александровича говорилось: «Повелеваем ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою…» Цесаревич заложил во Владивостоке, а затем на лошадях проехал всю Сибирь с востока на запад, где уже велись строительные работы на подступах к Челябинску.

Фото предоставлено Объединенным государственным архивом
Фото предоставлено Объединенным государственным архивом

Летом 1892 года железная дорога пришла в Челябинск. Столичная газета «Новое время» отреагировала с иронией: «Собрались наши министры, открыли где-то в захолустье новую Америку – Челябу и к этому никому не ведомому пункту хотят направить с одной стороны Россию, а с другой – Сибирь». Уральская газета «Екатеринбургская неделя» сообщала подробности: «6 июля поздно вечером окончили укладку рельсов до Челябы. В последнее время работы по укладке шпал и рельсов шли медленно, за две недели прошли не более 18–20 верст. Причина этого в том, что не были своевременно готовы мосты. Кстати сказать, все мосты под Челябой верст за 40 – деревянные, вместо предполагаемых железных… Хотя рельсы уложены и поезда (рабочие) доходят до Челябы, работы остается еще много. Железнодорожный вокзал (кирпичный, в 12 окон по фасаду), паровозное депо (из тесаного камня), водокачка – для всех этих зданий возведены только стены…»

В начале июля 1892 года в Челябинске состоялось торжество по случаю начала строительства Транссиба, участники собрания направили министру путей сообщения телеграмму: «Сегодня, по совершении молебна, при многочисленном стечении народа, приступлено от Челябинска к работам Сибирской дороги. Инженеры и все служащие, а также рабочие исключительно выражают свои глубокие чувства верноподданных и готовы положить все силы для успешного осуществления великого начинаемого дела». Еще одно знаменательное и символичное событие произошло 26 октября (по новому стилю – 6 ноября) 1892 года – на станцию Челябинск прибыл первый товарно-пассажирский поезд.

В Челябинске обосновалось управление по строительству Западно-Сибирской железной дороги. Именно из Челябинска осуществлялось руководство возведением участков железной дороги восточнее Уральских гор. За короткое время Челябинск оказался в центре железнодорожных магистралей, которые расходились отсюда во все стороны света. В 1896 году была построена ветка до Екатеринбурга, а в 1911 году – до Троицка.

Почетный гражданин

Руководил строительством железной дороги Константин Яковлевич Михайловский. Он родился в 1834 году, получил превосходное образование: окончил кадетский корпус, артиллерийское училище, артиллерийскую академию и Санкт-Петербургский институт путей сообщения.

Фото предоставлено Объединенным государственным архивом
Фото предоставлено Объединенным государственным архивом

С середины 1860-х годов Константин Михайловский участвовал в изысканиях и строительстве железных дорог в России. В 1880 году он руководил сооружением знаменитого Александровского моста через Волгу, длиной полтора километра, который не только по размерам, но и техническим приемам строительства был первым сооружением подобного рода в России и Европе. Он же возглавлял строительство Свирского и нового Мариинского каналов.

В 1885 году Константин Михайловский назначен начальником работ по постройке участков Самара – Уфа – Златоуст и Златоуст – Челябинск Самаро-Златоустовской железной дороги. Он был автором типовых проектов станционных зданий и сооружений, их до сих пор можно видеть на многих железнодорожных станциях Южного Урала.

В 1896 году инженер стал первым почетным гражданином Челябинска. Местные власти и предприниматели так оценили значение железной дороги для развития города, а император Николай II поддержал их ходатайство. Правда, до сих пор в Челябинске так и не появился памятник Константину Михайловскому, который открыл городу путь к росту и развитию.

Инженер скончался в 1909 году. В некрологе, опубликованном в журнале «Нива» отмечалось: «Он был одним из тех немногих выдающихся людей, о которых никто ничего не говорит – пока они не уйдут из этого мира и не оставят по себе громкое наследие сделанных ими дел».